Buy the full-text version or a separate article one can on the site www.elibrary.ru


Главный редактор: И.С. Прохоров, к.с.-х.н.

Редакция: И.И. Прохорова (директор), М.А. Королькова, Н.В. Куроптева

Редколлегия: А.И. Беленков, д.с.-х.н., С.Л. Белопухов, д.с.-х.н., Н.М. Белоус, д.с.-х.н., Н.В. Войтович, д.с.-х.н., Л.А. Дорожкина, д.с.-х.н., А.А. Завалин, д.с.-х.н., А.Л. Иванов, д.б.н., Л.В. Кирейчева, д.т.н., Н.В. Клебанович, д.с.-х.н. (Беларусь), А.В. Кураков, д.б.н., С.В. Лукин, д.с.-х.н., С.М. Лукин, д.б.н., С.М. Надежкин, д.б.н., М.М. Овчаренко, д.с.-х.н., А.В. Пасынков, д.б.н., Т.Ф. Персикова, д.с.-х.н. (Беларусь), А.А. Плотников, к.с.-х.н., О.А. Подколзин, д.с.-х.н., Н.И. Санжарова, д.б.н., В.Г. Сычев, д.с.-х.н., В.И. Титова, д.с.-х.н., д.с.-х.н.

Адрес для переписки: 115419, Москва, Шаболовка, 65-1-50.

Тел/факс: (495) 952-76-25

E-mail: agrochem_herald@mail.ru

Отпечатано в ООО «САМ Полиграфист».
г. Москва, 109316, Волгоградский пр-т, д. 42, корп. 5.
Подписано в печать: 17.02.2020
Формат 60х90/8.

Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации Российской Федерации 29 апреля 1997 г.
Свидетельство № 011095.

AGROCHEMICAL SERVICE

Efficiency of liming of chernozems Republic of Tatarstan

DOI 10.24411/1029-2551-2020-10001

The results of studies on the efficiency of liming of chernozems carried out on the territory of the agricultural complex «Embulatovo» in the Buinsky district of the Republic of Tatarstan are presented. It has been established that the use of mineral fertilizers in moderate (N30-90Р60-90К60-90) and high (N75-90Р75-120К75-120) doses in combination with liming increases the effective fertility of the slightly acidic leached chernozem, ensuring an average annual increase in the yield of agricultural crops at 11.7-16.1 and 16.2-18.8 centners of grain respectively from 1 ha. The share of the crop due to natural soil fertility is 61.3%, mineral fertilizers – 24.3% and lime – 14.4%. The average annual payback of 1 ton of lime with an additional crop in the rotation of the field crop rotation is 0.77-0.90 c. h. units from 1 ha.

Keywords:chernozems, exchange acidity, hydrolytic acidity, liming of acid soils, the Republic of Tatarstan.


SOIL PROPERTIES

Study of water migration of carbon, iron, calcium, sodium in chernozems of Volga upland

DOI 10.24411/1029-2551-2020-10002

During 2015-2018 on stationary sites of JSC «Uchkhoz «Mummovskoye» of the Russian Timiryazev State Agrarian University (RSAU-MTAA) in the Saratov region at Volga upland landscapes the water migration of several compounds was studied in virgin chernozems (meadow-steppe) and degraded facies at wastelands (broken pasture with malty chernozems). Using the method of sorption lysimeters in native and degraded chernozems, water migration of soil degradation products such as humates and fulvates of sodium, compounds of Fe, Ca, Na were investigated. These processes are most actively expressed in degraded chernozems in the wastelands. Here their mountains. A1 migrates 19.3 g/m2 Corg. Organic-mineral compounds in the whitish layer of ancient alluvium at a depth of 67-83 cm are biodegraded, and Fe compounds form a reddish-yellow chromatogram. Significantly smaller scale of water migration of organic substances is manifested in ordinary chernozem with virgin meadow-steppe vegetation. Thus, 6.0 g/m2 of Corg. is washed out of the sod horizon, and 2.8 g/m2 from the humus horizon. The barrier-geochemical functions of virgin and degraded chernozems are characterized. The processes of alkalinization, dehydration and chernozems formation are clarified. Such surveys in the region are not yet carried out, obviously, due to their laboriousness and methodological features of assessing water migration of substances.

Keywords: virgin and degraded chernozems, degradation, alkalinity, humates and fulvates of sodium, water migration, sorption lysimeters.


Ecological aspects of soil fertility evolution during intensive use of soil resources in arid ecosystems

DOI 10.24411/1029-2551-2020-10003

The fertility of soil resources of arid territories in its evolutionary development is undergoing a significant transformation in time. It is established that their intensive use significantly reduces the thickness of the humus layer as well as its organic matter contents. Concurrently with increasing soil degradation there is a decrease in the contents in physical clay and silt, the cation exchange capacity, exchangeable calcium and potassium as well as the contents in mobile phosphorus, while the contents of exchangeable sodium increases. A statistical analysis of these soil fertility parameters of allowed to develop a graduation of the adverse changes and to estimate the dynamics with time, i.e. rates of soil degradation. In the environmental aspect, the soil should be considered as a natural system, the fertility of which must be managed to stop negative deviations in the soil-forming process. It was found that changes in fertility parameters not higher than 0.2% per year should be attributed to the natural process of soil formation, as it corresponds to weakly dynamic natural deviations. In contrast, degradation of fertility parameters of arable soils from 0.2 to 0.3% per year correspond to moderately dynamic deviations, from 0.3 to 0.5% per year to intermediate dynamic deviations, and above 0.5% per year to highly dynamic deviations. Using these of dynamics of soil fertility changes we conclude that arable soils of arid territories are characterized mainly by moderately and intermediate dynamic deviations.

Keywords: evolution of fertility, dynamics of parameters of fertility, deflation, alkalinization, the degree of dynamism, Agropoli, humus, humus horizon, physical clay, clay fraction, cation exchange capacity, exchangeable sodium, absorbed calcium, mobile phosphorus, exchange potassium.


Influence of different fractions and doses of pig manure on changes of humus content and its fractions fractional-group composition in soddy-podzolic soil

DOI 10.24411/1029-2551-2020-10004

It was studied the influence of different types and doses of pig manure on the change of humus content, its fractional-group composition in the soddy-podzolic sandy loam soil. It was found that different fractions of manure in pure form, equalized by nitrogen at N<100 and N200, as well as together with straw (4 t/ha) allowed to increase the carbon content of organic matter in the soil by 0.11-0.24%. The introduction of pig manure into the soil, especially its solid fraction, caused an increase in the content of humic acids in the composition of organic matter, up to 5.9%. In the composition of humic acids, the first fraction accounted for 12.8%, in second place in quantitative terms was the third fraction (11.1%). The composition of fulvic acids was dominated by the second and first fractions (12.7 and 11.2%, respectively).

Keywords: pig manure, humus, fractional-group composition of humus, soddy-podzolic soil, fertilizers.


Degradation phenomena in arable and fallow soddy-podzolic soils

DOI 10.24411/1029-2551-2020-10005

The results of observations of the processes of acculturation and degradation of arable and fallow lands in long-term stationary experiments at Lomonosov Moscow State University (Educational-Experimental SoilEcological Center «Chashnikovo») located in the Solnechnogorsk area of the Moscow region at zone of soddypodzolic soils are presented. It is shown that the degradation phenomena in these soils, their intensity and direction, are associated with the intensity and ratio of the activity of natural and anthropogenic factors of soil formation in specific locations. In arable soils with a high crop of agriculture, degradation phenomena do not have a significant impact on soil productivity. In fallow soils, degradation prevails.

Keywords: degradation, cultivation, fertility, soil-forming processes, soddy-podzolic soils.


RESEARCH METHODS

Use of pH-differential UV-visible spectroscopy method to examine soil organic matter in chernozem under different land use

DOI 10.24411/1029-2551-2020-10006

The pH-differential ultraviolet-visible spectroscopy method was preformed to study soil organic matter. A method approach that allows to stabilize humic substances in acidic and neutral solutions is proposed. Analytical analysis of UV-visible spectrums were preformed to characterize the structure of the organic compounds in different soil organic matter fraction (dissolved organic matter, labile organic matter and humic substance ) in haplic chernozem under different land-use. Descriptors E4/E6 и E2/E3 were calculated and cluster analysis was preformed for all studied fraction of soil organic matter under different land-use. Our results show that chemical structure of organic matter has the closed similarity in the organic substance fractions of chernozem under a crop rotation and a cornfield.

Keywords: soil organic matter, labile organic matter, dissolved organic matter, long-term field experiments, pH-differential UV-visible spectroscopy, colour index, chromophore, auxochrome, Haplic Chernozem.


On the substantiation of logarithmic scales in a multivariate multi-level experiment with Chlorella Vulgaris

DOI 10.24411/1029-2551-2020-10007

A simplified technique is proposed for conducting a multifactor multilevel experiment on modeling the effect of NPK fertilizers on the productivity of Chlorella Vulgaris using logarithmic scales in the range of NPK concentrations of 0.004-0.25 g/dm3. The results of regression analysis in linear coordinates showed that the most significant members in the measurement range are P and K (R2 = 0.7198), the addition of N, cross and quadratic terms in various combinations increased the R² value slightly (up to 0.746), while the coefficients at these members were statistically unreliable according to the t criterion. Statistical processing of the measurement results showed the correspondence of the experimental data of the Boguslavsky model (Gaussian in the logarithmic scale of factor intensity). For NP, a quadratic approximation was observed with passage through the maximum (R2 = 0.967 and R2 = 0.998), respectively, for K, a quadratic approximation of the ascending branch (R2 = 0.981).

Keywords: Chlorella Vulgaris, fertilizer effects, modeling, experiment planning, logarithmic scale, multivariate multi-level experiment technique, statistical processing, model validation, Boguslavsky model


MICROBIOLOGY PROBLEMS

Structure and functions of bacterial communities in phyllosphere and rhizosphere of different goldenrod species

DOI 10.24411/1029-2551-2020-10008

Results of research of structure and functions of bacteria communities in phyllosphere and rhizosphere of goldenrod of different species are presented. As dominants for all investigated species stood proteobacteria, which is the typical copiotrophic. The dominance of hydrolytic bacteria was observed in the soil at all stages. The dominant representatives of the proteobacteria were identified to genus and species based on 16sрНК. Most of these taxa were discovered by us earlier in the study of the composition of bacterial communities of 5 species of medicinal plants. Multivariate analysis of the correspondences allowed establishing that the taxonomic composition of bacteria varies most on different organs of plants, then there is a phase of vegetation and only in the last place the plant species. To the greatest extent of the studied species of goldenrod is far on the physiological characteristics of moss sphagnum, a little closer to him, representatives of the heather plants. Of the 40 strains of bacteria isolated from different organs of the goldenrod, more than 40% showed antibiotic activity against 1-3 species of phytopathogenic bacteria.

Keywords: goldenrod, bacteria, taxonomic composition, genera and species of proteobacteria, physiological diversity, antibiotic activity.


ECOLOGY PROBLEMS

Justification of environmentally safe use sewage sludge from sewage treatment plants housing and communal services

DOI 10.24411/1029-2551-2020-10009

Monitoring studies performed on a stationary site showed that over the past 25 y ears, the agrochemical indicators of reclaimed alluvial soils in the Ryazan region have significantly deteriorated. Under the influence of long-term drainage and more than half a century of use in agriculture, the peat-podzolic-gley soil also underwent a significant change in properties: the peat layer was compacted, humified and mineralized, which eventually led to its transformation into a humus horizon. To restore the fertility of degraded agricultural lands and increase their productivity, it is necessary to actively develop and implement modern multi-component organic-mineral fertilizers obtained, including from sewage sludge. Ecological and agrochemical assessment of sewage sludge from sewage treatment facilities of housing and communal services in the Ryazan region. In the studied sediment, the following content of gross forms of pollutants was found: lead 244.3 mg/kg; cadmium 0.75 mg/kg; nickel 127.3 mg/kg; zinc 173.9 mg/kg; copper 95.6 mg/kg, chromium 27.1 mg/kg; mercury 0.003 mg/kg and arsenic 4.75 mg/kg, which does not exceed the standards established by GOST R 17.4.3.07-2001 for group I precipitation. Based on the analysis of the results of chemical and analytical studies and calculation of the concentration coefficients of heavy metals and arsenic in sewage sludge, an empirical series of their accumulation is constructed: Pb > Ni > As > Cu > Zn > Cr > Cd > Hg. At the initial stage, special attention should be paid to pollutants with the highest concentration coefficients (lead, nickel, and arsenic) when determining the doses of sewage sludge from sewage treatment facilities of housing and communal services for agricultural crops. According to the content of normalized metals, the surveyed sewage sludge can serve as a source of trace elements for plants and such as copper, zinc, and nickel, which are necessary for the normal course of physiological and biochemical processes.

Keywords:agrochemical properties, arsenic, sewage sludge, pollutants, soil, heavy metals, environmental safety.


Efficiency of protective measures for perennial bluegrass herbs cultivation at radioactively contaminated floodplain meadows

DOI 10.24411/1029-2551-2020-100010

The effect of mineral fertilizers and methods of surface and radical improvement of soil on the yields and quality of hay of perennial bluegrass herbs with two-cuts use in the conditions of radioactive soil contamination has been studied. It has been established that the perennial grasses form the highest yields of the first-cuts hay when applying full mineral fertilizer at a dose of N60P60K90, and that of the second-cuts when applying N60K90. It was shown that the hay yields of perennial grasses with the radical improvement in the average over the years of research was higher compared to the surface improvement. Under the influence of agrochemical measures against the background of the surface and radical tillage method, an increase in the biochemical feed composition has been noted. The content of residual nitrates in the hay of perennial grasses of the first and second-cuts was below the maximum permissible level. The introduction of nitrogen fertilizers in composition NPK in increasing doses contributed to an increase in the specific activity of 137Сs in the hay of perennial grasses, both of the firstand second-cuts. The use of sequentially increasing doses of potassium fertilizer as part of a complete mineral fertilizer led to a decrease in the intake of 137Сs in perennial hay to levels corresponding to the sanitary and hygienic standards (VP 13.5.13/06-01).

Keywords: natural feeding grasslands, surface and radical improvement, mineral fertilizers, perennial grasses, yields, biochemical composition, 137Сs.


YOUNG SCIENTISTS RESEARCH

Experience of ecological and economic assessment of agricultural land degradation in the Lipetsk region

DOI 10.24411/1029-2551-2020-100011

The paper deals with the actual problem of assessing environmental damage from soil degradation agricultural enterprise JSC «Agrogard», located in the Usman district of the Lipetsk region. Based on the study of physical and agrochemical properties of soils, the degree of their degradation is determined. The model of high fertility of leached chernozem was the standard (non-degraded analogue). The studied soils of agricultural enterprises, in General, are characterized by high density of addition, close to the neutral reaction of the medium, varying the content of available phosphorus in a wide range, high content of exchangeable potassium. Humus content in soils varies from 4.52 to 8.68%, averaging 6.6%. The highest (IV) degree of soil degradation is determined by the index of decreasing the content of mobile phosphorus. The total amount of damage from soil degradation and agricultural land amounted to 88 073 thousand rubles (42.7 thousand rubles/ha).

Keywords: damage, harm, pollution, degradation, soil, agricultural enterprise, ecological and economic assessment, the Lipetsk region.


Assessment of waste of alcohol industry (fugat) application for agriculture

DOI 10.24411/1029-2551-2020-100012

The results of a growing experiment on assessing the possibility of using the waste from the alcohol industry (fugat) as fertilizer for winter rye grown on green mass are presented. The experiment was carried out in 2015-2017, Moskovskaya 15 variety was grown. The soil is light gray forest loamy with low humus content, high content of mobile phosphorus and average content of mobile potassium, slightly acidic. The fugat in its natural state has a high humidity (96%), an acidic reaction (pHKCl 4.1), a low content of nitrogen, phosphorus and potassium – 0.12, 0.07 and 0.06%, respectively, based on natural humidity. The neutralization of the acidity of the fugat was carried out with KOH and NH4ОН solutions; the pH of the fugat after neutralization was 6.8 units. We studied the effectiveness of root and non-root (foliar) top dressing with a fresh fugat according to the background of introducing the fugat of the long-term storage in the entire soil mass of the vessel. It was established that root top dressing with a fresh fugat with an initial pH value had a significant positive effect on the yield of winter rye phytomass, estimated at 35%. At the same time, neutralization of the acidity of the fugat did not give an additional effect, showing only a tendency to increase yields. Foliar top dressing with a neutralized fugat led to inhibition of plants and a decrease in productivity. To eliminate the specific odor of the fugat, it is possible to use lime together with ferric chloride, used as a coagulant at a dose of 10-20% CaO and 3-5% FeCl3 from the mass of the fugat.

Keywords: alcohol industry, wastes, fugat, odor, neutralization of acidity, root and non-root top-dressing, winter rye, yield.

Купить полнотекстовую версию или отдельную статью можно на сайте www.elibrary.ru


Главный редактор: И.С. Прохоров, к.с.-х.н.

Редакция: И.И. Прохорова (директор), М.А. Королькова, Н.В. Куроптева

Редколлегия: А.И. Беленков, д.с.-х.н., С.Л. Белопухов, д.с.-х.н., Н.М. Белоус, д.с.-х.н., Н.В. Войтович, д.с.-х.н., Л.А. Дорожкина, д.с.-х.н., А.А. Завалин, д.с.-х.н., А.Л. Иванов, д.б.н., Л.В. Кирейчева, д.т.н., Н.В. Клебанович, д.с.-х.н. (Беларусь), А.В. Кураков, д.б.н., С.В. Лукин, д.с.-х.н., С.М. Лукин, д.б.н., С.М. Надежкин, д.б.н., М.М. Овчаренко, д.с.-х.н., А.В. Пасынков, д.б.н., Т.Ф. Персикова, д.с.-х.н. (Беларусь), А.А. Плотников, к.с.-х.н., О.А. Подколзин, д.с.-х.н., Н.И. Санжарова, д.б.н., В.Г. Сычев, д.с.-х.н., В.И. Титова, д.с.-х.н., д.с.-х.н.

Адрес для переписки: 115419, Москва, Шаболовка, 65-1-50.

Тел/факс: (495) 952-76-25

E-mail: agrochem_herald@mail.ru

Отпечатано в ООО «САМ Полиграфист».
г. Москва, 109316, Волгоградский пр-т, д. 42, корп. 5.
Подписано в печать: 17.02.2020
Формат 60х90/8.

Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации Российской Федерации 29 апреля 1997 г.
Свидетельство № 011095.

АГРОХИМИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Эффективность известкования черноземов Республики Татарстан

DOI 10.24411/1029-2551-2020-10001

Приведены результаты исследований по эффективности известкования черноземов, проведенные на территории ПСХК «Ембулатово» Буинского района Республики Татарстан. Установлено, что применение минеральных удобрений в умеренных (N30-90Р60-90К60-90) и высоких (N75-90Р75-120К75-120) дозах в сочетании с известкованием повышает эффективное плодородие слабо-кислого выщелоченного чернозема, обеспечивая среднегодовой прирост урожая сельскохозяйственных культур соответственно на 11,7-16,1 и 16,2-18,8 ц зерн.ед/га. Доля урожая за счет естественного плодородия почв составляет 61,3%, минеральных удобрений – 24,3% и известкования – 14,4%. Среднегодовая окупаемость 1 т извести дополнительным урожаем в ротации полевого севооборота составляет 0,77-0,90 ц зерн.ед/га.

Ключевые слова: черноземы, обменная кислотность, гидролитическая кислотность, известкование кислых почв, Республика Татарстан.


СВОЙСТВА ПОЧВ

Исследование водной миграции органического углерода, железа, кальция и натрия в черноземах Приволжской возвышенности

DOI 10.24411/1029-2551-2020-10002

В 2015-2018 гг. в ландшафтах Приволжской возвышенности на стационарных площадках ОАО «Учхоз Муммовское» РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева Саратовской области изучена водная миграция веществ в черноземах целинной (лугово-степной) и деградированной фации – на пустошах (выбитое пастбище с черноземами осолоделыми). С помощью метода сорбционных лизиметров (сорбенты низкозольный активированный уголь и ионообменные смолы) в нативных и деградированных черноземах исследована водная миграция продуктов деградации почв – гуматов и фульватов натрия, соединений Fe, Ca, Na. Наиболее активно эти процессы выражены в деградированных черноземах на пустошах. Здесь, в период вегетации, из горизонта А1 мигрирует 19,3 г/м2 Сорг., а в годовом цикле миграции – 22,5±6,3 г/м2 Сорг.. Охарактеризованы барьерно-геохимические функции черноземов целинных и деградированных. Уточнены процессы осолонцевания, осолодения и черноземообразования. Подобные изыскания проведены впервые и в регионе их пока не проводят из-за их трудоемкости, длительности и специфики оценки водной миграции веществ в почвах.

Ключевые слова: черноземы нативные и деградированные, деградация, осолонцевание, гуматы и фульваты натрия, водная миграция, сорбционные лизиметры.


Экологические аспекты плодородия при интенсивном использовании ресурсов аридных территорий

DOI 10.24411/1029-2551-2020-10003

Плодородие почвенных ресурсов аридных территорий в своем эволюционном развитии претерпевает существенно-значимую трансформацию во времени. Установлено, что при их интенсивном использовании достоверно снижается мощность гумусового горизонта, содержание гумуса, увеличивается обменный натрий, на уровне тенденции деградирует гранулометрический состав, уменьшается количество физической глины, илистых фракций, емкость катионного обмена, обменный кальций, подвижный фосфор, обменный калий. Статистическая обработка этих параметров плодородия позволила разработать шкалу динамичности и установить степень деградации рассмотренных свойств почв, оценить скорость нарастания неблагоприятных изменений или их отсутствие. Таким образом, в экологическом аспекте агропочву следует рассматривать как природную систему, плодородием которой необходимо управлять для приостановления негативных отклонений в почвообразовательном процессе. Установлено, что изменения параметров плодородия не выше 0,2% в год следует относить к естественному процессу почвообразования, это соответствует, слабо динамичным отклонениям. Деградация параметров плодородия пахотных почв от 0,2 до 0,3% в год соответствуют умеренно-динамичным отклонениям, соответственно от 0,3 до 0,5% в год отнесены к средне динамичным, а выше 0,5% в год – именуем сильно динамичными отклонениями. Разработанная шкала динамичности позволяет констатировать, что элементы плодородия пахотных почв аридных территорий характеризуются в основном умеренно динамичными и средне динамичным отклонениями.

Ключевые слова: эволюция плодородия, динамичность параметров плодородия, дефляция, осолонцевание, степень динамичности, агропочвы, гумус, мощность гумусового горизонта, фи-зическая глина, илистая фракция, емкость катионного обмена, обменный натрий, поглощенный кальций, подвижный фосфор, обменный калий.


Влияние различных фракций и доз свиного навоза на изменение содержания гумуса и его фракционно-групповой состав в дерново-подзолистой почве

DOI 10.24411/1029-2551-2020-10004

Исследовано влияние различных фракций и доз свиного навоза на изменение содержания гумуса, его фракционно-группового состава в дерново-подзолистой супесчаной почве. Установлено, что различные фракции навоза в чистом виде, выравненные по азоту на N<100 и N200, равно как и совместно с соломой (4 т/га) позволили увеличить содержание углерода органического вещества в почве на 0,11-0,24%. Внесение в почву свиного навоза, в особенности его твердой фракции, вызвало увеличение содержания гуминовых кислот в составе органического вещества, до 5,9%. В составе гуминовых кислот на первую фракцию приходилось 12,8%, на втором месте по количественному выражению находилась третья фракция (11,1%). В составе фульвокислот преобладала вторая и первая фракции (12,7 и 11,2% соответственно).

Ключевые слова: свиной навоз, гумус, фракционно-групповой состав гумуса, дерново-подзолистая почва, удобрения.


Деградационные явления в пахотных и залежных дерново-подзолистых почвах

DOI 10.24411/1029-2551-2020-10005

Представлены результаты наблюдений за процессами окультуривания и деградации пахотных и залежных земель в многолетних стационарных опытах, проведенных на базе МГУ им. М.В. Ломоносова (УО ПЭЦ «Чашниково») расположенной в Солнечногорском районе Московской области на дерново-подзолистых почвах. Показано, что в почвах деградационные явления, их выраженность и направленность связаны с интенсивностью и соотношением активности естественных и антропогенных факторов почвообразования в конкретных местоположениях. В пахотных почвах с высокой культурой земледелия деградационные явления не оказывают существенного влияния на продуктивность почв. В залежных почвах деградация преобладает.

Ключевые слова: деградация, окультуривание, плодородие, почвообразовательные процессы, дерново-подзолистая почва.


МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ

Применение метода рН-дифференцированной УФ-видимой спектроскопии для изучения органического вещества чернозема при разных условиях землепользования

DOI 10.24411/1029-2551-2020-10006

Представлена методика pH-дифференцированной УФ-видимой спектрометрии для изучения органического вещества почв. В которой предложено решение для достижения агрегативной устойчивости гуминовых веществ в кислой и нейтральной средах. В ходе аналитической работы предложенным методом охарактеризовано строение фракций растворимого органического вещества, лабильного органического вещества и гуминового вещества чернозема типичного разного вида использования. Установлены показатели E4/E6 и E2/E3 для всех фракций органического вещества почвы разных вариантов землепользования и проведен кластерный анализ. Было пока-зано, что по химическому строению органические вещества наиболее сходны во фракциях органических веществ чернозема, выделенных из вариантов полевого опыта, находящихся в севообороте и под монокультурой кукурузы.

Ключевые слова: органическое вещество почв, лабильные гуминовые вещества, растворенное органическое вещество, многолетние полевые опыты, рН-дифференцированная УФ-видимая спектрометрия, показатели цветности, хромофоры, ауксохромы, типичные черноземы.


К обоснованию логарифмических шкал в многофакторном многоуровневом эксперименте с Chlorella Vulgaris

DOI 10.24411/1029-2551-2020-10007

Предложена упрощенная методика проведения многофакторного многоуровневого эксперимента по моделированию влияния NPK удобрений на продуктивность Chlorella Vulgaris с использованием логарифмических шкал в диапазоне концентраций NPK 0,004-0,25 г/дм3. Результаты регрессионного анализа в линейных координатах показали, что наиболее значимыми членами в диапазоне измерений являются Р и К (R2 = 0,7198). Добавление в различных комбинациях N, перекрестных и квадратичных членов увеличивало величину R2 незначительно (до 0,746), при этом коэффициенты при этих членах были статистически недостоверными по t критерию. Статистическая обработка результатов измерения показала соответствие экспериментальных данных модели Богуславского (Гауссиан в логарифмической шкале интенсивности факторов). Для NP наблюдалась квадратичная аппроксимация с прохождением через максимум (R2 = 0,967 и R2 = 0,998) соответственно, для К – квадратичная аппроксимация восходящей ветви (R2 = 0,981).

Ключевые слова: Chlorella Vulgaris, влияние удобрений, моделирование, планирование экспе-римента, логарифмическая шкала, методика многофакторного эксперимента, статистическая обработка, валидация модели, модель Богуславского.


ВОПРОСЫ МИКРОБИОЛОГИИ

Структура и функции бактериальных сообществ в филлосфере и ризосфере разных видов золотарника

DOI 10.24411/1029-2551-2020-10008

Представлены результаты изучения структуры и функций бактериальных сообществ в филлосфере и ризосфере разных видов золотарника. Установлено, что в качестве доминантов на исследованных видах золотарника выделялись протеобактерии, являющиеся типичными копиотрофами. В почве на всех стадиях наблюдали доминирование бактерий-гидролитиков. Доминирующие представители протеобактерий были определены до рода и вида на основании 16sPНК. Большинство этих таксонов были обнаружены нами ранее при изучении состава бактериальных сообществ 5 видов лекарственных растений. Многомерный анализ соответствий позволил установить, что таксономический состав бактерий различается больше всего на разных органах растений, далее идет фаза вегетации и только на последнем месте вид растения. В наибольшей степени бактериальные комплексы исследуемых видов золотарника далеки по физиологическим особенностям от мхов-сафгнумов, несколько ближе к ним бактериальные сообщества представителей вересковых растений. Из 40 штаммов бактерий, выделенных из разных органов золотарника, более 40% проявили антибиотическую активность по отношению к 1-3 видам фитопатогенных бактерий.

Ключевые слова: золотарник, бактерии, таксономический состав, роды и виды протеобактерий, физиологическое разнообразие, антибиотическая активность.


ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ

Обоснование экологически безопасного использования осадков сточных вод канализационных очистных сооружений жилищно-коммунального хозяйства

DOI 10.24411/1029-2551-2020-10009

Мониторинговые исследования, выполненные на стационарном участке, показали, что за последние 25 лет значительно ухудшились агрохимические показатели мелиорированных аллювиальных почв Рязанской области. Под влиянием длительного осушения и более чем полувекового использования в сельском хозяйстве торфяно-подзолисто-глеевая почва также претерпела существенное изменение свойств: торфяный слой уплотнился, гумифицировался и минерализовался, что, в конечном итоге, привело к его трансформации в перегнойный горизонт. Для восстановления плодородия деградированных сельскохозяйственных земель и повышения их продуктивности необходимо активно разрабатывать и внедрять современные многокомпонентные органоминеральные удобрения, полученные, в том числе, и из осадков сточных вод. Эколого-агрохимическая оценка осадка сточных вод канализационных очистных сооружений жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области показала, что исследованный осадок содержал: свинец 244,3 мг/кг; кад-мий 0,75 мг/кг; никель 127,3 мг/кг; цинк 173,9 мг/кг; медь 95,6 мг/кг, хром 27,1 мг/кг; ртуть 0,003 мг/кг и мышьяк 4,75 мг/кг, что не превышает установленных ГОСТ Р 17.4.3.07-2001 нормативов для осадков I-ой группы. На основе анализа результатов химико-аналитических исследований и расчета коэффициентов концентрации тяжелых металлов и мышьяка в осадке сточных вод построен эмпирический ряд их накопления: Pb > Ni > As > Cu > Zn > Cr > Cd > Hg. При определении доз внесения в почву осадка сточных вод канализационных очистных сооружений жилищно-коммунального хозяйства под сельскохозяйственные культуры на начальном этапе повышенное внимание следует обращать на поллютанты с наибольшими значениями коэффициентов концентрации (свинец, никель и мышьяк). По содержанию нормируемых металлов обследованный осадок сточных вод может служить для растений источником микроэлементов таких, как медь, цинк, никель, необходимых для нормального протекания физиолого-биохимических процессов.

Ключевые слова:агрохимические свойства, мышьяк, осадок сточных вод, поллютанты, почва, тяжелые металлы, экологическая безопасность.


Эффективность защитных мероприятий при возделывании мятликовых трав на радиоактивно загрязненных пойменных лугах

DOI 10.24411/1029-2551-2020-100010

Изучено влияние минеральных удобрений и способов поверхностного и коренного улучшения почвы на урожайность и качество сена многолетних мятликовых трав при двуукосном использовании в условиях радиоактивного загрязнения почвы. Установлено, что наиболее высокую урожайность сена первого укоса многолетние травы формируют при внесении полного минерального удобрения в дозе N60P60K90, а второго укоса при внесении N60K90. Показано, что урожайность сена многолетних трав при коренном улучшении в среднем за годы проведения исследований была выше по сравнению с поверхностным улучшением. Под влиянием агрохимических мероприятий на фоне поверхностного и коренного способа обработки отмечено повышение значений биохимических показателей состава корма. Содержание остаточных нитратов в сене многолетних трав первого и второго укосов было ниже предельно допустимого уровня. Внесение азотных удобрений в составе NPK в возрастающих дозах способствовало увеличению удельной активности 137Сs в сене многолетних трав, как первого, так и второго укосов. Применение последовательно увеличивающихся доз калийного удобрения в составе полного минерального удобрения приводило к уменьшению поступления 137Сs в урожай сена многолетних мятликовых трав до уровней, соответствующих санитарно-гигиеническому нормативу (ВП 13.5.13/06-01).

Ключевые слова: естественные кормовые угодья, поверхностное и коренное улучшение, минеральные удобрения, многолетние травы, урожайность, биохимический состав, 137Сs.


РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Опыт эколого-экономической оценки деградации земель агрохозяйства в Липецкой области

DOI 10.24411/1029-2551-2020-100011

Рассмотрена актуальная проблема оценки экологического ущерба от деградации почв сельскохозяйственного предприятия АО «АгроГард», расположенного в Усманском районе Липецкой области. На основе изучения физических и агрохимических свойств почв определена степень их деградации. Эталоном (недеградированным аналогом) выступила модель высокого плодородия выщелоченного чернозема. Изучаемые почвы агрохозяйства характеризуются повышенной плотностью сложения, близкой к нейтральной реакцией среды, варьированием содержания доступного фосфора в широких пределах, высоким содержанием обменного калия. Содержание гумуса в почвах изменяется от 4,52 до 8,68%, в среднем составляя 6,6%. Наиболее высокая (IV) степень деградации почв установлена по показателю уменьшения содержания подвижного фосфора. Общая величина ущерба от деградации почв и земель агрохозяйства составила 88 073 тыс. руб., что соответствует 42,7 тыс. руб/га..

Ключевые слова: ущерб, вред, загрязнение, деградация, почва, сельскохозяйственное предприятие, эколого-экономическая оценка, Липецкая область.


Оценка возможности использования отхода спиртовой промышленности (фугата) в земледелии

DOI 10.24411/1029-2551-2020-100012

Приведены результаты вегетационного опыта по оценке возможности использования отхода спиртовой промышленности (фугата) в качестве удобрения под озимую рожь, выращиваемую на зеленую массу. Опыт проведен в 2015-2017 г., выращивали рожь сорта Московская 15. Почва светло-серая лесная легкосуглинистая с низким содержанием гумуса, повышенным содержанием подвижного фосфора и средним содержанием подвижных соединений калия, слабокислая. Фугат в естественном состоянии имеет высокую влажность (96%), кислую реакцию среды (pHKCl 4,1), низкое содержание азота, фосфора и калия – 0,12, 0,07 и 0,06% соответственно в расчете на естественную влажность. Нейтрализация кислотности фугата проведена растворами КОН и NH4ОН, рН фугата после нейтрализации 6,8 ед. рН. Изучали эффективность прикорневой и некорневой подкормки свежим фугатом по фону внесения фугата длительного хранения во всю массу почвы сосуда. Установлено, что прикорневая подкормка свежим фугатом с исходным значением рН оказала существенное положительное влияние на урожайность фитомассы озимой ржи, оцениваемое в 35%. При этом нейтрализация кислотности фугата дополнительного эффекта не дала, показав лишь тенденцию увеличения урожайности. Некорневая подкормка нейтрализованным фугатом привела к угнетению растений и снижению урожайности. Для устранения специфического запаха фугата возможно применение извести совместно с хлорным железом, используемым в качестве коагулянта в дозе 10-20% СаО и 3-5% FeCl3 от массы фугата.

Ключевые слова: спиртовая промышленность, отходы, фугат, запах, нейтрализация кислотности, прикорневая и некорневая подкормка, озимая рожь, урожайность.