Buy the full-text version or a separate article one can on the site www.elibrary.ru


Главный редактор: И.С. Прохоров, к.с.-х.н.

Редакция: И.И. Прохорова (директор), М.А. Королькова, Н.В. Куроптева

Редколлегия: А.И. Беленков, д.с.-х.н., С.Л. Белопухов, д.с.-х.н., Н.М. Белоус, д.с.-х.н., Н.В. Войтович, д.с.-х.н., Л.А. Дорожкина, д.с.-х.н., А.А. Завалин, д.с.-х.н., А.Л. Иванов, д.б.н., Л.В. Кирейчева, д.т.н., Н.В. Клебанович, д.с.-х.н. (Беларусь), А.В. Кураков, д.б.н., С.В. Лукин, д.с.-х.н., С.М. Лукин, д.б.н., С.М. Надежкин, д.б.н., М.М. Овчаренко, д.с.-х.н., А.В. Пасынков, д.б.н., Т.Ф. Персикова, д.с.-х.н. (Беларусь), А.А. Плотников, к.с.-х.н., О.А. Подколзин, д.с.-х.н., Н.И. Санжарова, д.б.н., В.М. Семенов, д.б.н., В.И. Титова, д.с.-х.н.

Адрес для переписки: 115419, Москва, Шаболовка, 65-1-50.

Тел/факс: (495) 952-76-25

E-mail: agrochem_herald@mail.ru

Отпечатано в ООО «САМ Полиграфист».
г. Москва, 109316, Волгоградский пр-т, д. 42, корп. 5.
Подписано в печать: 17.08.2016
Формат 60х90/8.

Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации Российской Федерации 29 апреля 1997 г.
Свидетельство № 011095.

AGROCHEMICAL SERVICE

Heavy metals in soils and agricultural crops in Bashkortostan Republic forest steppe

In arable steppe soil of Bashkortostan Republic, the content of cadmium, lead and mercury in the last 10 years has increased by 60% or more, but is still well below maximum permissible concentrations. Maximum lead content has been detected in southern forest steppe at leached chernozem (13.5 mg/kg); cadmium – at grey forest soils – 0.57 and 0.63 in northern and north-eastern forest steppe; mercury – 0.25 mg/kg at light-grey light-acid soils in northern forest steppe. Content of lead and cadmium has increased double and more; lead – up to 60% during 10 years. When the organic-mineral fertilization system, the accumulation of heavy metals in soil and agricultural products within the sanitary norms, therefore quality of agricultural output meet requirements for meal production.

Keywords: agricultural soils, heavy metals, mercury, cadmium, lead, manure, green manure, mineral fertilizers, the balance of heavy metals.


Influence of soil cultivation on plow productivity in Lipetsk region

It presents the results of monitoring the fertility of arable lands of the Lipetsk region. In the re-examination results of agrochemical soil Lipetsk region have provided an average-of humus (5.7%), the average availability of phosphorus (99 mg/kg) and higher-assured of potassium (112 mg/kg). Dependence of arable land productivity by making mineral, organic fertilizers and chemical meliorants is presented. In 2015, it made 102 kg/ha of organic fertilizers, application reached 3.1 t/ha. Volumes held liming is not avoided the exclusion reduce the soil acidity, in the last 5 years applied about 100 kg/ha of CaCO3. Efficiency of arable land, respectively, increased from 1.4 to 3.0 tons of grain units/ha. Payback 1 kg nutrients (NPK) was 5.4 kg of standard grain (on arable land), providing 109% of the norm.

Keywords: monitoring, arable land, fertilizers, productivity, soil fertility, agrochemical characteristics.


Variation-static model of the dynamics mobile forms of copper and boron in soils agricultural lands of the Kaliningrad region

Natural and climatic conditions contribute to the Kaliningrad region relatively rapid change in some agrochemical soil properties. The content of mobile forms of trace elements is the dynamic factor. In order to identify the dynamics depending on the content of mobile compounds of boron and copper by changing acid-base properties, content of organic matter. A direct correlation between the change in the mobile boron content and the shift amount pHKCl, and back - between the change in the content of organic matter and rolling forest. The close correlation of dynamics of the content of mobile boron and hydrolytic acidity. Content of mobile copper in the soils of reference sites varied in different directions. An inverse correlation between the change in the content of the exchange of absorbed copper and organic matter.

Keywords: moving boron, copper, movable, soil agricultural landscapes, linear correlation, regression equation.


RESEARCH AND APPLICATION OF NON-TRADITIONAL ORGANIC FERTILIZERS

Nanostructured sewage sludge – highly-effective fertilizer-meliorant

Designed enzyme-cavitation method of bioremediation of waste water and deep processing of the resulting precipitate to the nanoscale. The method of creating different microcavitation medium for microorganisms, which ensure the destruction of organics. Nanostructured organic in processed sediment available plant roots and soil biota. The most important property of nanosediment – enormous sorption properties. When making such a pellet at a dose of 20 t/ha, high-arid conditions on light-brown soils are obtained high yields of winter wheat. Along with the precipitate was subject to field studies and deep primary tillage. The combination of deep chizel (37-40 cm) and the precipitate gives a good result, but the sediment is necessary to make the field on the surface of a layer of mulch. Due to this precipitate to accumulate sorption properties of air and atmospheric moisture. Also carried out experiments on the use of nanosediment in irrigated agriculture. To the residue was added natural meliorant - glauconite at a ratio of sediment and glauconite 10:1. It is found that the nanosediment sludge has versatile properties and water-saving solves the problem.

Keywords: sewage sludge, nanostructured sediment, sediment treatment, fertilizer, meliorant, sorption.


Influence of sewage sludge on fertility of leached chernozem and yield of spring wheat

Displaying the use of sewage sludge (WWS), a non-traditional fertilizers, while in a field experiment using SALT treatment plant in Naberezhnye Chelny the WWS-1 and WWS-2, passed a thermophilic anaerobic digestion process in digesters to pro-attraction 10-12 days at temperature of 53-55°C and dehydrated for 8 years in silt maps with drainage. Determination of metal content showed that the maximum performance in WWS-1 and WWS- 2 set for zinc. In WWS-2 content of this element is almost 3 times more than in WWS-1. It should be noted that WWS-2 content of almost all kinds of heavy metals is slightly higher than WWS-1, but in both types of values does not exceed the MPC. Studies on the effects of WWS on indicators of fertility of a leached chernozem Pre-Volga area Tatarstan Republic found that increasing the dose of WWS-1 and WWS-2 from 30 to 40 t/ha led to an increase in the content of mobile phosphorus and exchangeable potassium in the soil, marked increase in the amount of absorbed bases. Maximum grain yield of spring wheat (2.79 t/ha) was obtained in the variant with the WWS-2, with the introduction of a dose of 40 t/ha.

Keywords: sewage sludge, chernozem, soil fertility, spring wheat, yield.


Influence of non-traditional organic fertilizers on soil fertility and agroresource potential of alluvial soils in Arkhangelsk region

Non-traditional organic fertilizers made from waste isopropyl-industrial complex (bark, lignin) and livestock (cattle manure and poultry manure). The main method of producing fertilizer – bio-thermal compo-when insuring a thorough mixing of the mixture components. Studied their effect on the state of humus, acidity, water-physical and agrochemical soil properties, crop yields and agri-resource potential. It was found that application of fertilizer increases the content of humus on 0.15-0.27%, mobile phosphorus on 69-78 mg/kg soil, exchange potassium by 39-70 mg/kg of soil, and to reduce the density of the arable layer with 1.31-1.36 to 1.26-1.27 t/m3. Organic fertilizers, both in action and the aftereffect of contributed to the optimization of water-air regime, agrochemical parameters and yield of agricultural crops, which affected the increase of agri-resource potential of the soil at 31-32% in an average year.

Keywords: alluvial soils, soil fertility, humus, organic matter, bark, lignin, organic fertilizers, complex composts, Arkhangelsk region.


Influence of litter-lignin compost on properties and productivity of soddy-podzolic soil

In field stationary experiments on soddy-podzolic sandy soil in the conditions of the Komi Republic influence of various doses of litter-lignin compost on a harvest and quality of long-term herbs is established. The greatest harvests of hay are received when using PLK in a dose of 1000 t/ha, and also peat-litter compost in a dose of 200 t/ha. Quality of hay conformed to requirements of zootechnical science. It is noted that the high dose of PLK considerably increased the maintenance of a humus (to 6.32%) and mobile forms of phosphorus (to 1791.2) and potassium (to 350.1 mg/kg) in soddy-podzolic soil of a skilled site (in control the given indicators were: 2.77; 56.2 and 48.3 respectively).

Keywords: litter-lignin compost, lignin, dolomite powder, peat, litter, acidity, productivity, soil.


Change of soil potash status under influence of complex fertilizer based on natural zeolite and effluent livestock complexes

Zeolite-containing rocks, activated by a variety of processing techniques allow to use them in agriculture to improve the physical, chemical and biological properties of the soil, in plant - as highly meliorants and fertilizers, in animal husbandry - to improve the hygiene conditions of livestock farms. It was found that compound fertilizers obtained by saturating the zeolite rock sinks livestock farms are fertilizing value in improving the soil of mobile forms of potassium. At the same time the most efficient complex fertilizers have shown against the background of mineral fertilizers: the content of water-soluble potassium increased by 4, 18 and 25 mg/kg, exchangeable potassium on Maslova – 30, 49 and 118 mg/kg of soil, respectively increasing doses of complex fertilizer 10, 15 and 20 t/ha.

Keywords: soil potash status, zeolite, complex fertilizer, drains of livestock complexes, soil.


ECOTOXICOLOGY PROBLEMS

Effect of selenium on the productivity and quality of spring wheat under conditions of soil contamination with CAD

Effect of different methods of application of sodium Selenite on the yield and some quality indices of spring wheat varieties Zlata studied under conditions of soil contamination with cadmium. Installed that the greatest impact of selenium on the formation of grain productivity are more affected by presowing treatment of seeds and spraying of vegetating plants by sodium Selenite. In this case, when the seed treatment increased plant yield occurred as a result of increased attraversa ability of the ear, resulting in the improvement of the execution of kernels. When spraying vegetative plants revealed more and more bookmarks and the implementation of the reproductive organs that caused the growth in the number of kernels in ear. It should be noted that the indicators of quality of grain of wheat varieties Zlata largely influenced by the introduction of selenium in the soil. At the same time increased the contents of crude protein, indicating that the restoration processes of nitrogen in plants and its accumulation in grain as well as other processes productive use of nitrogen for protein synthesis.

Keywords: soil cadmium pollution, presowing seeds treatment, plant spraying, spring wheat, yield, quality.


Endogenous formation of nitrates in plants and role of some stress factors and selenium

The results of laboratory studies with triticale (X Triticosecale Wittm.) and wheat (Triticum aestivum L.) sterile seedlings in Petri dishes proving the possibility of endogenous formation of nitrates in plant tissues and the influence of external factors on this process are shown. The physiological expediency of the reduced nitrogen compounds to nitrate forms playing an indispensable role in the plant development, in particular direct or indirect (through a nitrogen monoxide) effect of nitrate to the plant stress resistance is discussed. The increase of endogenous formation of nitrates was observed in triticale and wheat sterile seedlings changing from the effects of high concentration salt solutions and some other stress factors and the influence of selenium on this process. The increase of nitrate content was noted in triticale 7 old days sterile seedlings more than 8 times in stress free conditions. In additional the increase of nitrate content was shown in wheat sterile seedlings more than three times in stress free conditions. Our studies also showed that the decrease endogenous formation of nitrates in wheat sterile seedlings using selenium with ammonium chloride and sodium chloride respectively 35% and 4 times.

Keywords: triticale, wheat, stress factors, endogenous formation of nitrates, 15N-labeled substances, sterile crops.


YOUNG SCIENTISTS RESEARCH

Influence of root feeding of potassium fertilizers on seed production alfalfa

In the context of the Republic of Tatarstan alfalfa plants lack potassium, as in recent years, agricultural producers do not receive potash in its purest form. To increase the level of fruit alfalfa, effective method is the root feeding one of the following types of fertilizers: potassium sulfate, potassium-magnesium, potassium monophosphate, the rate of 50 kg/ha of active ingredient in the phase of budding plants. This increases the amount of beans and knotting normally developing seeds per pod 1.

Keywords: Seeds, alfalfa, fertilizer, potassium, yield, bean, root feeding.


Vladimir opolie agrogrey soils phosphorous potential buffer capacity and its relationship with mineralogical composition of the clay fraction

2NPK application reducing potential buffer capacity of soils, but it allows to support concentration of mobile phosphates at high level. 2NPK with manure application leads to reducing concentration of «reserved» phosphates forms, like in the control variant. In variants with moderate fertilizer application concentration of mobile phosphates, «reserved» phosphates forms and PBCP remains at a high level. Lime and manure application leads to the optimization of all parameters, except for the content of mobile phosphates – it is low. Fertilizer application increases the content of water-peptizationed clay and content of hydromicas, kaolinite and chlorite in it composition, but reduces content of mixed-layer minerals. Lime and manure application increasing concentration of aggregated clay.

Keywords: the effect of fertilizer application, long field experiment, phosphorus mobility factor, PBCP by K.E. Ginzburg, the total reserve of mobile soil phosphate, water-peptizationed clay, aggregated clay, x-ray diffractometrics.


Dynamics of nutrition elements in corn plants under the influence of foliar nutritions

The article analyzes influence of foliar nutritions biostimulant «Biostim Kukuruza» and microfertilizer «Intermag Pro Kukuruza» on the dynamics of nitrogen, phosphorus and potassium in plants corn in its cultivation of grain on leached chernozems of the Chuvash Republic. It is established that double processing of corn agroecosystem in phase 4-6 and 7-9 leaves biostimulant «Biostim Kukuruza» in doses 0,5; 1,0 and 1,5 l/ha and microfertilizer «Intermag Pro Kukuruza» in the dose of 1,5 l/ha, and also their combined use promote the maximum accumulation of nitrogen, phosphorus and potassium in a phase of 10-12 leaves, exceeding values of control parameters. The difference of the defined indicators between the processed and raw plants has remained in phases of a ear formations, milky stages and wax ripeness. In a phase of full ripeness in the processed plants the content of nitrogen in cormophyte weight ranged from 0,73-0,85%, phosphorus 0,23-0,25%, potassium – 1,36-1,55%. Content of nitrogen in grain – 1,40-1,58%, phosphorus 0,38-0,45%, potassium – 0,55-0,65%. Thus, biostimulant «Biostim Kukuruza» and microfertilizer «Intermag Pro Kukuruza» allow to optimize mineral nutrition of crops, reducing their sensitivity to a lack of nutrients in the soil and realize the potential productivity.

Keywords: corn, foliar nutrition, mineral nutrition, biostimulant, microfertilizer.

Купить полнотекстовую версию или отдельную статью можно на сайте www.elibrary.ru


Главный редактор: И.С. Прохоров, к.с.-х.н.

Редакция: И.И. Прохорова (директор), М.А. Королькова, Н.В. Куроптева

Редколлегия: А.И. Беленков, д.с.-х.н., С.Л. Белопухов, д.с.-х.н., Н.М. Белоус, д.с.-х.н., Н.В. Войтович, д.с.-х.н., Л.А. Дорожкина, д.с.-х.н., А.А. Завалин, д.с.-х.н., А.Л. Иванов, д.б.н., Л.В. Кирейчева, д.т.н., Н.В. Клебанович, д.с.-х.н. (Беларусь), А.В. Кураков, д.б.н., С.В. Лукин, д.с.-х.н., С.М. Лукин, д.б.н., С.М. Надежкин, д.б.н., М.М. Овчаренко, д.с.-х.н., А.В. Пасынков, д.б.н., Т.Ф. Персикова, д.с.-х.н. (Беларусь), А.А. Плотников, к.с.-х.н., О.А. Подколзин, д.с.-х.н., Н.И. Санжарова, д.б.н., В.М. Семенов, д.б.н., В.И. Титова, д.с.-х.н.

Адрес для переписки: 115419, Москва, Шаболовка, 65-1-50.

Тел/факс: (495) 952-76-25

E-mail: agrochem_herald@mail.ru

Отпечатано в ООО «САМ Полиграфист».
г. Москва, 109316, Волгоградский пр-т, д. 42, корп. 5.
Подписано в печать: 17.08.2016
Формат 60х90/8.

Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации Российской Федерации 29 апреля 1997 г.
Свидетельство № 011095.

АГРОХИМИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Тяжелые металлы в почвах и сельскохозяйственных культурах лесостепи Башкортостана

В пахотных лесостепных почвах Республики Башкортостан содержание кадмия, свинца и ртути за последние 10 лет повысилось на 60% и более, но остается значительно ниже предельно допустимых концентраций. Максимальное количество свинца отмечено в южной лесостепи на черноземах выщелоченных (13,5 мг/кг); кадмия – на серых лесных почвах – 0,57 и 0,63 мг/кг в северной и северо-восточной лесостепи; ртути – 0,25 мг/кг на светло-серых слабокислых почвах северной лесостепи. За 10 лет содержание свинца и кадмия повысилось в лесостепных почвах в 2 и более раз, ртути – до 60%. При внесении органических и фосфорных удобрений происходило увеличение в почве солей тяжелых металлов, не превышающие ПДК, при этом качество сельскохозяйственной продукции удовлетворяло требованиям для производства продуктов питания.

Ключевые слова: почва, тяжелые металлы, ртуть, кадмий, свинец навоз, сидераты, минеральные удобрения, баланс тяжелых металлов.


Влияние окультуренности почв на продуктивность пашни Липецкой области

Представлены результаты мониторинга плодородия почв пашни Липецкой области. По результатам агрохимического обследования почвы Липецкой области имеют среднюю обеспеченность гумусом (5,7%), среднюю обеспеченность фосфором (99 мг/кг) и повышенную обеспеченность калием (112 мг/кг). Приведена зависимость продуктивности пашни от внесения минеральных, органических удобрений и химических мелиорантов. В 2015 г. внесено 102 кг/га д.в. Внесение органических удобрений достигло 3,1 т/га. Объемы проводимого известкования не позволяют снизить кислотность почвы, за последние 5 лет вносится около 100 кг/га СаСО3. Продуктивность пашни соответственно выросла с 14 до 30 ц зерн. ед/га. Окупаемость 1 кг питательных веществ (NPK) составила 5,4 кг условного зерна (на пашню), обеспечив 109% к нормативу.

Ключевые слова: мониторинг, пашня, удобрения, продуктивность, плодородие почв, агрохимические показатели.


Вариационно-статистические модели динамики подвижных форм меди и бора в почвах сельскохозяйственных угодий Калининградской области

Природно-климатические условия Калининградской области способствуют относительно быстрому изменению некоторых агрохимических свойств почв. Представлены результаты исследований динамики содержания подвижных форм микроэлементов (бора и меди) на участках локального мониторинга за 1994-2014 гг. Установлена прямая корреляционная связь между изменением содержания подвижного бора и сдвигом величины pHKCl, и обратная – между изменением содержания органического вещества и подвижного бора. Выявлена тесная корреляционная зависимость динамики содержания подвижного бора и гидролитической кислотности. Содержание подвижной меди в почвах реперных участков изменялось разнонаправлено. Установлена обратная корреляционная зависимость между изменением содержания обменно поглощенной меди и органического вещества.

Ключевые слова: подвижный бор, подвижная медь, почвы агроландшафтов, линейная корреляция, уравнение регрессии.


ИЗУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ОРГАНИЧЕСКИХ УДОБРЕНИЙ

Наноструктурированный осадок сточных вод – высокоэффективное удобрение-мелиорант

Разработан ферментно-кавитационный метод биоочистки сточных вод и глубокой переработки образующегося осадка до наноуровня. Метод отличается созданием микрокавитационной среды для микроорганизмов, которые обеспечивают деструкцию органики. Наноструктурированная органика в переработанном осадке доступна корням растений и почвенной биоте. Наиболее важное свойство наноосадка – огромные сорбционные свойства. При внесении такого осадка в дозе 20 т/га, в острозасушливых условиях на светло-каштановой почве получены высокие урожаи озимой пшеницы. Наряду с осадком объектом полевых исследований была и глубокая основная обработка почвы. Сочетание глубокого чизелевания (37-40 см) и осадка дает высокий результат, но осадок необходимо вносить на поверхность поля в виде мульчирующего слоя. Благодаря этому осадок с сорбционными свойствами аккумулирует из атмосферы воздух и влагу. Проведены также опыты по использованию наноосадка в орошаемом земледелии. К осадку добавляли природный мелиорант – глауконит при соотношении осадка и глауконита 10:1. Установлено, что наноструктурированный осадок сточных вод обладает разносторонними свойствами и решает проблему влагосбережения.

Ключевые слова: осадок сточных вод, наноструктурированный осадок, переработка осадка, удобрение, мелиорант, сорбция.


Влияние осадков сточных вод на плодородие выщелоченного чернозема и урожайность яровой пшеницы

Показано использование осадков сточных вод (ОСВ), как нетрадиционного удобрения, при этом в полевом опыте использовали ОСВ станции очистки г. Набережные Челны ОСВ-1 и ОСВ-2, прошедшие процесс термофильного анаэробного сбраживания в метантенках на протяжении 10-12 суток при температуре 53-55°С и обезвоженные в течение 8 лет в иловых картах с дренажем. Определение содержания металлов показало, что максимальные показатели в ОСВ-1 и ОСВ-2 установлены для цинка. В ОСВ-2 содержание этого элемента почти в 3 раза больше, чем в ОСВ-1. Необходимо отметить, что в ОСВ-2 содержание практически всех видов тяжелых металлов несколько выше, чем в ОСВ-1, однако в обоих видах значения не превышали ПДК. Исследованиями по изучению воздействия ОСВ на показатели плодородия выщелоченного чернозема Предволжья республики Татарстан установлено, что повышение дозы ОСВ-1 и ОСВ-2 с 30 до 40 т/га вело к увеличению содержания подвижного фосфора и обменного калия в почве, отмечен рост суммы поглощенных оснований. Максимальная урожайность зерна яровой пшеницы (2,79 т/га) получена в варианте с ОСВ-2 при внесении в дозе 40 т/га.

Ключевые слова: ОСВ, чернозем, плодородие, яровая пшеница, урожайность.


Влияние нетрадиционных органических удобрений на плодородие и агроресурсный потенциал аллювиальных дерновых почв Архангельской области

Нетрадиционные органические удобрения приготовлены из отходов лесопромышленного комплекса (древесная кора, лигнин) и животноводства (навоз крупного рогатого скота и птичий помет). Основной способ получения удобрения – биотермическое компостирование при тщательном перемешивании компонентов смеси. Изучено их влияние на гумусное состояние, кислотность, водно-физические и агрохимические свойства почвы, урожайность сельскохозяйственных культур и агроресурсный потенциал. Установлено, что внесение удобрений способствует увеличению содержания гумуса на 0,15-0,27%, подвижного фосфора на 69-78 мг/кг почвы, обменного калия на 39-70 мг/кг почвы, а также снижению плотности пахотного слоя с 1,31-1,36 до 1,26-1,27 т/м3. Органические удобрения, как в действии, так и последействии, способствовали оптимизации водно-воздушного режима, агрохимических показателей и повышению урожайности сельскохозяйственных культур, что сказалось на увеличении агроресурсного потенциала почвы на 31-32% в среднем за год.

Ключевые слова: аллювиальные почвы, плодородие почвы, гумус, органическое вещество, древесная кора, лигнин, органические удобрения, сложные компосты, Архангельская область.


Влияние пометно-лигнинового компоста на свойства и продуктивность дерново-подзолистой почвы

В полевых стационарных опытах на дерново-подзолистой супесчаной почве в условиях Республики Коми изучали влияние на урожай и качество многолетних трав различных доз пометно-лигнинового компоста (ПЛК). Для приготовления компоста использовали лигнин – отход гидролизного производства кормовых дрожжей Сыктывкарского лесопромышленного комплекса. Лигнин смешивали с жидким птичьим пометом в соотношении 1:1 и компостировали 8 месяцев. Наибольшие урожаи сена получены при использовании ПЛК в дозе 1000 т/га, а также торфо-пометного компоста (ТПК) в дозе 200 т/га. Качество сена соответствовало требованиям зоотехнической науки. Отмечено, что высокая доза ПЛК значительно повышала содержание гумуса (до 6,32%) и подвижных форм фосфора (до 1791,2) и калия (до 350,1 мг/кг) в дерново-подзолистой почве опытного участка (в контроле приведенные показатели были: 2,77; 56,2 и 48,3 соответственно).

Ключевые слова: пометнолигниновый компост, лигнин, доломитовая мука, торф, помет, кислотность, урожайность, почва.


Изменение калийного режима почвы под влиянием комплексного удобрения на основе природного цеолита и стоков животноводческих комплексов

Цеолитсодержащие породы, активированные различными приемами переработки, позволяют использовать их в земледелии для улучшения физико-химических и биологических свойств почвы, в растениеводстве – в качестве высокоэффективных мелиорантов и удобрений, в животноводстве – для улучшения гигиенических условий животноводческих комплексов. Установлено, что комплексные удобрения, полученные путем насыщения цеолитсодержащей породы стоками животноводческих комплексов, представляют удобрительную ценность в повышении в почве подвижных форм калия. При этом наибольшую эффективность комплексные удобрения проявили на фоне минеральных удобрений: содержание водорастворимого калия возросло на 4, 18 и 25 мг/кг, обменного калия по Масловой – на 30, 49 и 118 мг/кг почвы, соответственно возрастающим дозам комплексного удобрения 10, 15 и 20 т/га.

Ключевые слова: калийный режим, цеолит, комплексное удобрение, стоки животноводческих комплексов, почва.


ВОПРОСЫ ЭКОТОКСИКОЛОГИИ

Влияние селена на продуктивность и показатели качества яровой пшеницы в условиях загрязнения почвы кадмием

Изучено влияние различных способов внесения селенита натрия на урожайность и показатели качества яровой пшеницы сорта Злата в условиях загрязнения почвы кадмием. Установлено, что наибольшее воздействие селена на формирование зерновой продуктивности проявляется при предпосевной обработке семян и опрыскивании вегетирующих растений селенитом натрия. При этом при предпосевной обработке семян увеличение урожайности произошло в результате активизации аттрагирующей способности колоса, что обусловило улучшение выполненности зерновок. При опрыскивании вегетирующих растений выявлено усиление процессов закладки и реализации репродуктивных органов, что послужило причиной роста озерненности колоса. На показатели качества зерна пшеницы в большей степени влияло внесение селена в почву. При этом возросло содержание сырого протеина, что свидетельствует о восстановлении процессов поступления азота в растения и его накопления в зерне, а также процессов продуктивного использования азота в синтезе белка.

Ключевые слова: загрязнение почвы кадмием, предпосевная обработка семян, опрыскивание растений, яровая пшеница, урожай, качество.


Эндогенное образование нитратов в растениях и влияние на этот процесс отдельных стрессоров и селена

Представлены результаты лабораторных опытов в чашках Петри со стерильными проростками тритикале (X Triticosecale Wittm.) и пшеницы (Triticum aestivum L.), доказывающие наличие процесса эндогенного образования нитратов в тканях растений и влияние на этот процесс внешних условий. Обсуждается физиологическая целесообразность окисления восстановленных соединений азота до нитратной формы, в связи с незаменимой ролью нитратов в жизни растений, в частности, прямое или косвенное (через молекулу NO) влияние нитратов на стрессоустойчивость растений. Показано возрастание эндогенного образования нитратов в стерильных проростках тритикале и пшеницы, которое изменялось при воздействии повышенной концентрации солей и некоторых других стрессоров и влияние на этот процесс ультрамикроэлемента селена. В проростках тритикале в условиях без стресса содержание нитратов через 7 дней увеличилось более чем в 8. Применение селена более чем в 3 раза повышало образование нитратов в проростках пшеницы в бесстрессовых условиях. В условиях повышенных концентраций солей хлористых аммония и натрия добавление селена снижало эндогенное образование нитратов в стерильных проростках пшеницы на 35% и в 4 раза соответственно.

Ключевые слова: тритикале, пшеница, стресс-факторы, эндогенное образование нитратов, селен, меченные 15N-соединения, стерильные культуры.


РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Влияние корневой подкормки калийными удобрениями на семенную продуктивность люцерны

В условиях Республики Татарстан растения люцерны испытывают недостаток калия, так как в последние годы сельхозтоваропроизводители не используют калийные удобрения в чистом виде. Для повышения уровня плодообразования люцерны эффективно использовали корневую подкормку сульфатом калия, калимагнезией, монофосфатом калия из расчета 50 кг/га действующего вещества в фазе отрастания растений. При этом увеличивается завязывание бобов и количество нормально развивающихся семян в расчете на 1 боб.

Ключевые слова: семена, люцерна, удобрение, калий, урожайность, боб, корневая подкормка.


Потенциальная буферная способность агросерых почв Владимирского ополья по отношению к фосфору и ее связь с минералогическим составом илистой фракции

Рассмотрено изменение сорбционной способности агросерых тяжелосуглинистых почв Владимирского ополья по отношению к фосфору под влиянием различных систем удобрений в условиях длительного полевого опыта. Внесение 2NPK снижает потенциальную буферную способность почв, но позволяет поддерживать на высоком уровне содержание подвижных фосфатов. Внесение 2NPK с навозом приводит к пониженному содержанию «резервных» форм фосфатов, близкому к уровню контроля. В вариантах с «умеренным» внесением удобрений остается на хорошем уровне содержание подвижного и «резервного» фосфора, а также потенциальной буферной способности (ПБС). Внесение извести и навоза приводит к оптимизации всех изученных показателей, кроме содержания подвижных фосфатов – оно находится на низком уровне, но при этом повышает содержание агрегированного ила. Внесение минеральных удобрений повышает содержание водно-пептизируемого ила и содержание гидрослюд и каолинита + хлорита в его составе, а также снижает содержание смешаннослойных минералов.

Ключевые слова: удобрения, длительный полевой опыт, коэффициент подвижности фосфора, ПБС (потенциальная буферная способность), общий запас подвижных фосфатов почвы, водно-пептизируемый ил, агрегированный ил.


Динамика питательных элементов в растениях кукурузы под влиянием некорневых подкормок

Проанализировано влияние некорневых подкормок биостимулятором Биостим Кукуруза и микроудобрением Интермаг Профи Кукуруза на динамику содержания азота, фосфора и калия в растениях кукурузы при ее возделывании на зерно на выщелоченных черноземах Чувашской Республики. Установлено, что двукратная обработка кукурузы в фазах 4-6 и 7-9 листьев биостимулятором в дозах 0,5; 1,0 и 1,5 л/га и микроудобрением в дозе 1,5 л/га, а также совместное их применение способствует максимальному накоплению азота, фосфора и калия в фазе 10-12 листьев, превышая значения контрольных показателей Разница определяемых показателей между обработанными и необработанными растениями сохранилась в фазах выметывания, молочной спелости и восковой спелости. В фазе полной спелости в обработанных растениях содержание азота в листостебельной массе составляло 0,73-0,85%, фосфора – 0,23-0,25%, калия – 1,36-1,55%. Содержание азота в зерне составляло 1,40-1,58%, фосфора – 0,38-0,45%, калия – 0,55-0,65%. Биостимулятор «Биостим Кукуруза» и микроудобрение «Интермаг Профи Кукуруза» позволяют оптимизировать минеральное питание культурных растений, снизить их чувствительность к недостатку элементов питания в почве и реализовать потенциал заложенной продуктивности.

Ключевые слова: кукуруза, некорневая подкормка, минеральное питание, биостимулятор, микроудобрение.