Buy the full-text version or a separate article one can on the site www.elibrary.ru


Главный редактор: И.С. Прохоров, к.с.-х.н.

Редакция: И.И. Прохорова (директор), М.А. Королькова, Н.В. Куроптева

Редколлегия: А.И. Беленков, д.с.-х.н., С.Л. Белопухов, д.с.-х.н., Н.М. Белоус, д.с.-х.н., Н.В. Войтович, д.с.-х.н., Л.А. Дорожкина, д.с.-х.н., А.А. Завалин, д.с.-х.н., А.Л. Иванов, д.б.н., Л.В. Кирейчева, д.т.н., Н.В. Клебанович, д.с.-х.н. (Беларусь), А.В. Кураков, д.б.н., С.В. Лукин, д.с.-х.н., С.М. Лукин, д.б.н., С.М. Надежкин, д.б.н., М.М. Овчаренко, д.с.-х.н., А.В. Пасынков, д.б.н., Т.Ф. Персикова, д.с.-х.н. (Беларусь), А.А. Плотников, к.с.-х.н., О.А. Подколзин, д.с.-х.н., Н.И. Санжарова, д.б.н., В.М. Семенов, д.б.н., В.И. Титова, д.с.-х.н.

Адрес для переписки: 115419, Москва, Шаболовка, 65-1-50.

Тел/факс: (495) 952-76-25

E-mail: agrochem_herald@mail.ru

Отпечатано в ООО «САМ Полиграфист».
г. Москва, 109316, Волгоградский пр-т, д. 42, корп. 5.
Подписано в печать: 11.04.2013
Формат 60х90/8.

Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации Российской Федерации 29 апреля 1997 г.
Свидетельство № 011095.

AGROCHEMICAL SERVICE

Application of fertilizers and nutrition balance in soils of Yaroslavl region

The analysis of information on the saturation of plough-land by fertilizers and chemical melioration means for 46 years (1964-2009) and supply of main agricultural crops in Yaroslavl region by nutrients are described. Balance of nutrients is calculated and dynamic offertility is shown.

Keywords: soil, fertilizers, nutrition balance, yield.


Research of new microfertilizers for top-dressing of winter wheat

Efficiency of extra root introduction of preparations of Kristalon Special and Tenso-cocktail for winter wheat top-dressing in Kaliningrad region is investigated. Most effective dozes of preparations and optimal periods of use are established.

Keywords: winter wheat, top-dressing, harvest, quality of production, new microfertilizers.


Change of the phosphorous regime of soil and application of fertilizers in the flat zone of Dagestan republic

There are being studied the tendencies of phosphorous regime change in soils depending on the volume of mineral fertilizers during a 35-years' research term. Established that improvement of the phosphorous regime is possible after application of fertilizers and use of crop rotation.

Keywords: soils of Dagestan, phosphorous regime, mobile phosphorous, phosphorous balance, crop rotation.


Some principles of modern program creation for database control of agrochemical survey' results

There have been suggested some principlesand approaches to the creation of a Unifiedinformation system of monitoring of lands for agricultural purpose and the Program of database(the Bank) control of agrochemical survey' results.

Keywords: software, database, monitoring, agrochemical survey.


GROWTH REGULATORS AND HUMATE FERTILIZERS

Humate fertilizers and their efficiency

There was studied the efficiency of increasing doses of traditional and humated mineral fertilizers on spring wheat and spring rape in conditions of the Non-chernozem zone. Research showed that in those years which were unfavorable on weather conditions of a field season (long-term air and soil drought) increase of standard mineral fertilizers volume by 2 and 3 times didn't lead to any positive result for the yield, meanwhile the application of similar doses of humated fertilizers gave significant positive wheat' and rape' yield increase.

Keywords: fertilizers, humates, cereals, soil fertility, yield.


Plant growth regulators of new generation for corn production

In the article the results of studies on the effect of plant growth regulators ofnew generation Vermistim, Vermibiomag, Vermiyodis on productivity of corn hybrids PR39R58 and Frame 267 in western forest-steppe of Ukraine are presented.

Keywords: corn, hybrids, plant growth regulators, application periods and dozes, yield.


The efficiency of microelement fertilizer Akvadon-Micro on winter wheat crops

Single treatment of winter wheat seeds with microelement fertilizer Akvadon-Micro before sowing increases grain yield by 10-17%, meanwhile triple treatment including presowing seeds sprinkling and spraying of crops in vegetative bushing out and booting stage, increased it by 21-34%. Microelement fertilizer Akvadon-Micro reduces the diffusion of leaf blotch (Septoria) and brown rust and has a positive effect on grain quality, raising raw gluten content by 0,7-3,1%.

Keywords: treatment, fertilizer, winter wheat, Akvadon-Micro, yield, leaf blotch (Septoria), brown rust.


Application of Epin-Extra for sweet pepper and tomato yield increase in greenhouses in North-Western Russia

Efficiency of Epin-Extra application for tomato and sweet paper growth in plastic film greenhouses in North-western Russia has been established. Researches has stated that Epin-Extra is able to stimulate growth and development of sweet pepper under low temperature at the beginning of vegetation as well as fruits' formation under high temperature. It can allows to plant sweet pepper in spring plastic film greenhouses in May, which is two weeks earlier than it is recommended, despite low day and night temperature and its bumpsat night. Epin-Extra has a multifunctional effect on tomato plants (helps tomato crops in low temperature in greenhouse in root zone, favors line growth, and fruits' formation, decreases and increases early and total yield).

Keywords: Epin-Extra, tomato, sweet pepper, development, tolerance, yield, plastic film greenhouses.


YOUNG SCIENTISTS STUDY

Content of the total carbon and nitrogen in transitional and lowland peat in Bryansk region

The increased content of the total nitrogen in lowland peat that is connectedwith botanical composition of peat and more intensive formation of humus from plants forming peat is noted inBryansk region. It is shown that distribution of the relative content of the total carbon and nitrogen in peat of transitional and lowland type differs. Parallelism between a course of curves of the relative content of the total carbon and nitrogen in peat of lowland type is noted.

Keywords: peat of transitional and lowland type, total carbon and nitrogen, relative contents.


Role of microelements in spring wheat cultivation at typical grey forest soil in Chuvashiya republic

The researches allowed to reveal the interrelations of microelements content in soil and in spring wheat grain. Application of microelements as root top dressingleads up to the optimal content of microelements in plant production, increases the yield, content of protein, starch, grain quality and profitability. The received results allowed to create diagrams of microelements content in the profile oftypical-grey forest soil and to work out recommendations for microfertilizer application in agricultural production of the Chuvash Republic.

Keywords: typical-grey forest soils, microelements, arable layer, non-root feeding.


Influence of municipal wastewater precipitation on crop production quality

There are being given the foundings of municipal wastewater precipitation (MWWP)influence on rape, spring wheat and barley seeds quality including heavy metals content. It was established that MWWP improve the cultures' nutritive value, but doesn't favour the accumulation of heavy metalsabove the maximum permissible concentration.

Keywords: MWWP, quality, heavy metals, rape, spring wheat, barley.


Comparison assessment of sanding and claying for productivity increase of peat soil

This work gives a comparative assessment of major agrochemical properties of peat soil with application of mineral soil (sand, clay) in order to improve soil fertility and maintain its productivity.

Keywords: sand, clay, peat, physical and chemical characteristics, productivity.


Assessment of soil pollution in the territory of railway objects in Moscow city

For soils of two railway objects, located in the Central administrative district of the city of Moscow, specified levels of a number of toxicants. Using a t-test revealed significant differences between the soils of railway objects and soils adjacent («background») territories on the content of polluting substances. In addition, using the F-test (distribution of Fisher) identify the zone of accumulation of heavy metals, petroleum products and benzo(a)pyrene in these soils within each of the objects. It is established, that in the immediate vicinity of the railway there is an increase of content of toxic substances.

Keywords: railway objects, soil, heavy metals, organic pollutants, a summary indicator of pollution.


FERTILIZER AND HARVEST

Influence of fertilizer systems on yield and quality of crops in crop rotation at leached chernozem soil of Stavropol upland

In leached chernozem Stavropol Upland settlement systems use fertilizer, enhances yield, productivity, level of crop rotation «pea –winter wheat – spring rape» and the quality of agricultural products. Settlement system provided the maximum rate of fertilizer productivity of crop rotation (3,83 t/ha grain units), significantly higher than the control parameters, recommended and biologizing systems and better fertilizer on set quality parameters of products.

Keywords: systems of fertilizer, fertilizer dose, type of soil, leached chernozem,Central Caucasus, link rotation, peas, winter wheat, spring rape, yield, productivity and quality.


Barley productivity at complex application of fertilizers and herbicide Sekator Turbo

Application of calculated dozes of fertilizers incombination with herbicide Sekator Turbo at sod-podzolic middle-loamy soil provides significant (13-22%) increase of barley yield. Quantity of died weeds (90-93%) after herbicide application doesn’t depend on soil fertility and increases coefficient of nutrientsconsumption from fertilizers and soil up to 6-15%.

Keywords: barley, soil, fertilizers, dockage by weeds, herbicides, productivity.


Relationship between agronomical efficiency of manure and evenness of it use

In a long-term field experiment it was shown that the main condition of high efficiency of manure application in vegetable crop rotation is manure spreading with coefficient of variation less than 25%. Excess of this parameter leads to the sharp decreasing of fertilizer profitability.

Keywords: manure, evenness of use, coefficient of variation, dose, soil fertility, productivity of crop rotation, profitability.


Influence of fertilizers on soil fertility and yield of cotton plant at long-irrigated zone of Southern Kazakhstan

Results about influence of mineral and organic fertilizers on humusand nutrients content in long-time arable soil of irrigated zone of Southern Kazakhstan are presented. Positive role of manure for growth, development and yield of cotton plant is shown. Opportunity of mineral nitrogen double decrease atthe expense of mixed application with manure. Rational application of fertilizers for cotton plant has positive economic and ecological meaning.

Keywords: cotton plant, long-arable soil, fertilizers, harvest of seed cotton.


COMPOSTS AND BIOGENIC GROUNDS: study and assessment

Assessment of the aftereffect of enriched with microbial destructors wastewater sludge composts application in sandy-loam sod-podzolic soil at the Vladimir Meshchera

On the basis of two-year field research the agroecological assessmenthas been carried out of the aftereffect of enriched with microbial destructors wastewater sludge composts application in the weak sandy-loam sod-podzolic soils at the Vladimir Meshchera. The results confirm the effectiveness of these composts application as fertilizer in a dose 10 t/ha – with significant increase in white mustard yield (in 15%) and essential decline in heavy metals content (in 1,8-2,5 times). The wastewater sludge composting with microbial destructors reduces the risks of the weak sod-podzolic soils (with low capacity of soil absorbing complex) contamination by heavy metals.

Keywords: agroecological assessment, wastewater sludge, compost, microbiological destructors, heavy metals, sandyloam sod-podzolic soils.


Study of milled green mass of grasses and biogenic grounds creepage process after silage

The results of green mass and biogenetic soils process study are given in the article. It is determined that the value of calculation cheological parameters depends on the quantity of compressed load and structural characteristics of any material including grinded grasses green mass. Dependences are received according to which one can calculate the degree of mass being siloed seal in a storehouse at any moment of time and air content in it accordingly. This allows to control silageprocess by appointing the quantity of compressed load depending on physical properties indexes and structural characteristics of mass being laid.

Keywords: gramen grasses, green mass, biogenetic grounds, deformation, compressing load, creepage process, silaging.

Купить полнотекстовую версию или отдельную статью можно на сайте www.elibrary.ru


Главный редактор: И.С. Прохоров, к.с.-х.н.

Редакция: И.И. Прохорова (директор), М.А. Королькова, Н.В. Куроптева, М.В. Царева, к.с.-х.н.

Редколлегия: А.И. Беленков, д.с.-х.н., С.Л. Белопухов, д.с.-х.н., к.х.н., Н.М. Белоус, д.с.-х.н., И.И. Дмитревская, д.с.-х.н., Л.А. Дорожкина, д.с.-х.н., А.А. Завалин, д.с.-х.н., С.Ю. Зайцев, д.б.н., д.х.н., А.Л. Иванов, д.б.н., Л.В. Кирейчева, д.т.н., А.В. Кураков, д.б.н., С.В. Лукин, д.с.-х.н., С.М. Лукин, д.б.н., М.Г. Мустафаев, д.с.-х.н. (Азербайджан), С.М. Надежкин, д.б.н., М.М. Овчаренко, д.с.-х.н., к.х.н., А.В. Пасынков, д.б.н., Т.Ф. Персикова, д.с.-х.н. (Беларусь), О.А. Подколзин, д.с.-х.н., Т.Р. Рыспеков (Казахстан), к.с.-х.н., Н.И. Санжарова, д.б.н., В.М. Семенов, д.б.н., В.И. Титова, д.с.-х.н., П.А. Чекмарев, д.с.-х.н., О.Х. Эргашева, к.б.н. (Узбекистан)

Адрес для переписки: 115419, Москва, Шаболовка, 65-1-50.

Тел/факс: +7 (495) 952-76-25

Тел/факс: +7 (965) 183-20-79

E-mail: agrochem_herald@mail.ru

Отпечатано в ООО «САМ Полиграфист».
г. Москва, 109316, Волгоградский пр-т, д. 42, корп. 5.
Подписано в печать: 11.04.2013
Формат 60х90/8.

Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации Российской Федерации 29 апреля 1997 г.
Свидетельство № 011095.

АГРОХИМИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Внесение удобрений и баланс питательных веществ в почвах Ярославской области

Дан анализ по насыщенности пашни удобрениями и средствами химической мелиорации за 46 лет (1964-2009 гг.) и по обеспеченности питательными элементами посевов отдельных(основных для области) сельскохозяйственных культур Ярославской области. Рассчитан баланс элементов питания в земледелии области и показан динамика урожайности.

Ключевые слова: почва, удобрения, баланс элементов питания, урожайность.


Изучение новых микроудобрений для подкормки озимой пшеницы

Исследована эффективность некорневых подкормок озимой пшеницы препаратами Кристалон Специальный и Тенсо-коктейль в условиях Калининградской области. Установлены эффективные дозы препаратов и определены оптимальные сроки проведения работ.

Ключевые слова: озимая пшеница, подкормка, урожай, качество продукции, новые микроудобрения.


Изменение фосфатного режима почв и применение удобрений в равнинной зоне Дагестана

Изучены тенденции изменения фосфатного режима почв в зависимости от объемов минеральных удобрений за 35-летний период исследований. Установлено, что улучшение фосфатного режима возможно после внесения минеральных удобрений и соблюдения севооборотов.

Ключевые слова: почвы Дагестана, фосфатный режим, подвижный фосфор, баланс фосфора, севооборот.


Некоторые принципы создания современной Программы управления базой данных результатов агрохимического обследования

Предложены некоторые принципы и подходы к созданию Единой информационной системы мониторинга земель сельхозназначения и Программы управления базой(банком) данных результатов агрохимического обследования.

Ключевые слова: программное обеспечение, база данных, мониторинг, агрохимическое обследование.


РЕГУЛЯТОРЫ РОСТА И ГУМИНОВЫЕ УДОБРЕНИЯ

Гуматизированные удобрения и их эффективность

Изучена эффективность возрастающих доз традиционных и гуматизированных минеральных удобрений на яровой пшенице и яровом рапсе в условиях Нечерноземной зоны. Исследования показали, что в неблагоприятные по погодным условиям полевого сезона годы(длительная воздушная и почвенная засуха) увеличение количества стандартных минеральных удобрений в2 и3 раза не привело к положительному влиянию на урожай. При применении аналогичных доз гуматизированных удобрений получена достоверная прибавка урожая пшеницы и рапса.

Ключевые слова: удобрения, гуматы, зерновые культуры, плодородие почвы, урожай.


Изучение регуляторов роста растений нового поколения при выращивании кукурузы на зерно

В статье рассмотрены результаты исследований по изучению влияния регуляторов роста растений нового поколения Вермистим, Вермибиомаг, Вермийодис на продуктивность кукурузы гибридов PR39R58 и Кадр 267 на зерно в условиях западной Лесостепи Украины.

Ключевые слова: кукуруза, гибриды, регуляторы роста растений, дозы и сроки применения, урожайность.


Эффективность микроудобрения Аквадон-Микро на посевах озимой пшеницы

Однократная обработка семян озимой пшеницы микроэлементным удобрением Аквадон-Микро перед посевом повышает урожайность зерна на 10-17%. Тройная же обработка включающая, предпосевное опрыскивание семян, а также опрыскивание вегетирующих посевов в фазы кущения и выхода в трубку увеличила ее на 21-34%, причем в засушливые годы данный эффект значительно выше. Микроэлементное удобрение Аквадон-Микро снижает распространенность септориоза и бурой ржавчины, а также положительно влияет на качество зерна, повышая в нем содержание сырой клейковины на 0,7-3,1%.

Ключевые слова: обработка, удобрения, озимая пшеница, Аквадон-Микро, урожайность, септориоз, бурая ржавчина.


Применение Эпина Экстра для повышения урожайности сладкого перца и томата в пленочных теплицах в условиях Северо-Запада России

Установлена высокая эффективность Эпина-Экстра при выращивании томата и сладкого перца в пленочных теплицах в условиях Северо-Запада РФ. Проведенные исследования указывает на то, что Эпин-Экстра способен стимулировать рост и развитие сладкого перца при действии низких положительных температур в начале вегетации растений, а также улучшать плодообразование в условиях высоких температур. Это позволит высаживать рассаду сладкого перца в весенние пленочные теплицы в конце мая(на две недели раньше установленного срока), несмотря на низкие среднесуточные температуры и резкое падениеее в ночной период. Препарат обеспечивает хорошую приживаемость рассадыпри низкой температуре воздуха в теплице и в зоне корней, стимулирует линейный рост растений, закладку цветочных кистей и плодообразование, снижает пораженность растений серой гнилью, увеличивает раннюю и общую за оборот урожайность.

Ключевые слова: Эпин-Экстра, томат, сладкий перец, развитие, устойчивость, урожайность, пленочные теплицы.


РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Содержание общего углерода и азота в переходных и низинных торфах Брянской области

На территории Брянской области отмечено увеличенное содержание общего азота в низинных торфах, что связано с ботаническим составом торфа и более интенсивной гумификацией растений-торфообразователей. Показано, что распределение относительного содержания общего углерода и азота в торфах переходного и низинного типа отличается. Обнаружена параллельность между ходом кривых относительного содержания общего углерода и азота в торфах низинного типа.

Ключевые слова: торф переходного и низинного типа, общий углерод и азот, относительное содержание.


Роль микроэлементов при выращивании яровой пшеницы на типично-серой лесной почве Чувашии

Исследования позволили выявить взаимосвязи с содержанием микроэлементов в почве и зерне яровой пшеницы. Применение микроэлементов в качестве некорневой подкормки доводит до оптимального содержания микроэлементов в продукции растениеводства, повышает урожайность, содержание протеина, крахмала, качества зерна и рентабельность. Полученные результаты позволили создать картограммы содержания микроэлементов в профиле типично-серой лесной почвы и разработать рекомендации по применению микроудобрений в сельскохозяйственном производстве Чувашской Республики.

Ключевые слова: типично-серые лесные почвы, микроэлементы, пахотный слой, некорневая подкормка.


Влияние осадков городских сточных вод на качество растениеводческой продукции

В статье изложены результаты изучения влияния осадков сточных вод(ОГСВ) г. Новочебоксарска на качество семян рапса, яровой пшеницы и ячменя, включая содержание тяжелых металлов. Установлено, что ОГСВ улучшают питательную ценность возделываемых культур и не накапливают тяжелые металлы выше предельно допустимых концентраций.

Ключевые слова: ОГСВ, качество, тяжелые металлы, рапс, яровая пшеница, ячмень.


Сравнительная оценка пескования и глинования для повышения продуктивности торфяных почв

В работе приведена сравнительная оценка основных агрохимических свойств торфяной почвы при внесении в нее минерального грунта(песка, глины) для улучшения плодородия и повышения продуктивности.

Ключевые слова: песок, глина, торф, физико-химические показатели, продуктивность.


Оценка загрязненности почв на территории железнодорожных объектов Москвы

Для почв двух железнодорожных объектов, расположенных в ЦАО города Москвы, определены показатели содержания целого ряда токсикантов. Использование t-критерия позволило выявить достоверные различия между почвами железнодорожных объектов и почвами прилегающих (фоновых) территорий по содержанию загрязняющих веществ. Кроме того, при помощи F-теста(распределение Фишера) в этих почвах выявлены зоны накопления тяжелых металлов, нефтепродуктов и бенз(а)пирена в пределах каждого из объектов. Установлено, что в непосредственной близости от железнодорожного полотна происходит увеличение содержания токсических веществ.

Ключевые слова: железнодорожные объекты, почва, тяжелые металлы, органические загрязнители, суммарный показатель загрязнения.


УДОБРЕНИЕ И УРОЖАЙ

Влияние систем удобрений на урожайность и качество культур звена севооборота на черноземе выщелоченном Ставропольской возвышенности

В условиях выщелоченных черноземов Ставропольской возвышенности применение расчетных систем удобрения обеспечивает повышение урожайности культур, продуктивности звена севооборота «горох – озимая пшеница – рапс яровой» и качества сельскохозяйственной продукции. Расчетная система удобрений обеспечила максимальный показатель продуктивности севооборота (3,83 т/га зерн.ед.), значительно превышая контроль, рекомендованную и биологизированную системы удобрений.

Ключевые слова: системы удобрений, доза удобрения, чернозем, Центральное Предкавказье, звено севооборота, урожайность, продуктивность, качество.


Продуктивность ячменя при комплексном применении удобрений и гербицида Секатор Турбо

Применение расчетных доз удобрений в сочетаниях с гербицидом Секатор Турбо, МД на дерново-подзолистой среднесуглинистой почве обеспечивает существенные прибавки (на 13-22%) урожайности ячменя. Масса погибших от гербицида сорняков почти не зависит от удобренности, составляя 90-93% и увеличивая фактические балансовые коэффициенты использования элементов питания из удобрений и почвы на 6-15%.

Ключевые слова: ячмень, почва, удобрения, засоренность сорными растениями, гербициды, продуктивность.


Зависимость агрономической эффективности навоза от равномерности его внесения

В ходе многолетнего полевого эксперимента показано, что главным условием высокой эффективности навоза в овощном севообороте является его внесение с коэффициентом вариации дозы менее 25%. Превышение этого параметра ведет к резкому снижению окупаемости удобрения.

Ключевые слова: навоз, равномерность внесения, коэффициент вариации, доза, плодородие почвы, продуктивность севооборота, окупаемость навоза.


Влияние удобрений на плодородие почвы и урожайность хлопчатника в староорошаемой зоне Южного Казахстана

В статье приведены данные по влиянию минеральных и органических удобрений на содержание гумуса и подвижных элементов питания в старопахотных почвах орошаемой зоны Южного Казахстана. Показана положительная роль навоза на рост, развитие и урожайность хлопчатника. Обоснована возможность сокращения минерального азота вдвое за счет совместного внесения с навозом. Рациональное использование удобрений под хлопчатник имеет положительное экономическое и экологическое значение.

Ключевые слова: хлопчатник, старопахотные почвы, удобрения, урожай хлопка-сырца.


КОМПОСТЫ И БИОГЕННЫЕ ГРУНТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Оценка последействия обогащенных компостов ОСВ на дерново-подзолистых супесчаных почвах Владимирской Мещеры

На основе результатов двухлетних полевых исследований проведена агроэкологическая оценка последействия применения компостов ОСВ с микробиологическими добавками на легких дерново-подзолистых почвах Владимирской Мещеры. Результаты показали эффективность применения в качестве удобрений компостов ОСВ в дозе 10 т/га, с достоверным повышением урожайности горчицы белой на 15%. Компостирование ОСВ с использованием микробиологических препаратов снижает в 1,8-2,5 раза загрязнение тяжелыми металлами легких дерново-подзолистых почв с пониженной емкостью ППК.

Ключевые слова: агроэкологическая оценка, осадки сточных вод, компост, микробиологические деструкторы, тяжелые металлы, супесчаные дерново-подзолистые почвы.


Изучение процесса ползучести зеленой массы измельченных трав и биогенных грунтов при силосовании

В статье приведены результаты изучения процесса ползучести зеленой массы измельченных трав и биогенных грунтов при силосовании. Установлено, что значения расчетных реологических параметров зависят от величины уплотняющей нагрузки и структурных характеристик любого материала, в том числе и зеленой массы измельченных трав. Получены зависимости, по которым можно рассчитать степень уплотнения силосуемой массы в хранилище на любой момент времени, а соответственно и содержание в ней воздуха. Это позволяет управлять процессом силосования путем назначения величины уплотняющей нагрузки в зависимости от показателей физических свойств и структурных характеристик укладываемой массы.

Ключевые слова: злаковые травы, зеленая масса, биогенные грунты, деформация, уплотняющая нагрузка, процесс ползучести, силосование.