Buy the full-text version or a separate article one can on the site www.elibrary.ru


Главный редактор: И.С. Прохоров, к.с.-х.н.

Редакция: И.И. Прохорова (директор), М.А. Королькова, Н.В. Куроптева

Редколлегия: Р.М. Алексахин, д.б.н., Н.В. Войтович, д.с.-х.н., С.Л. Белопухов, д.с.-х.н., А.И. Беленков, д.с.-х.н., А.А. Завалин, д.с.-х.н., А.Л. Иванов, д.б.н., Л.В. Кирейчева, д.т.н., Н.В. Клебанович, д.с.-х.н. (Беларусь), С.М. Лукин, д.б.н., В.Г. Минеев, д.с.-х.н., М.М. Овчаренко, д.с.-х.н., В.И. Панасин, д.с.-х.н., Т.Ф. Персикова, д.с.-х.н. (Беларусь), О.А. Подколзин, д.с.-х.н., П.Д. Попов, д.с.-х.н., В.Г. Сычев, д.с.-х.н., В.И. Титова, д.с.-х.н., П.А. Чекмарев, д.с.-х.н.

Адрес для переписки: 115419, Москва, Шаболовка, 65-1-50.

Тел/факс: (495) 952-76-25

E-mail: agrochem_herald@mail.ru

Отпечатано в ООО «САМ Полиграфист».
Москва, Протопоповский пер., д. 6.
Подписано в печать: 21.08.2017
Формат 60х90/8.

Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации Российской Федерации.
Свидетельство № 011095.

JUBILEE OF SOIL SCIENCE DEPARTMENT OF STAVROPOL STATE AGRARIAN UNIVERSITY

Modern problems of soils fertility in Stavropol region

The main problems of the soil fertility of the Stavropol Territory are the drainage, flooding, secondary salinization, deterioration of the composition, properties, depletion of soils with organic matter and accessible forms of nutrients, as well as the development of water and wind erosion. It is established that in the plowland in 70-100 years of agricultural use, there was a significant decrease in the organic matter content by an average of 1.5-2.0%. The soil cohesion is developing, which is caused by the joint action of the newly formed swelling minerals of the montmorillonite group and the cementing action of mobile colloidal silicon compounds. Mass construction of modern irrigation systems, without proper waterproofing and improper, excessive irrigation led to the fact that more than 2 million hectares. In the province are considered flooded. The most strong processes of wind erosion are developed in the regions of the east of the region and in the zone of the Armavir wind corridor. Water erosion was developed in the areas located on the Stavropol Upland and its spurs. Over the past 50-60 years, the soils have been depleted in terms of the content of available forms of macro- and microelements of nutrition and only on plowed fields. No such phenomenon was found on virgin lands.

Keywords: soil, fertility, organic matter, slip, underflooding, salinization, erosion.


Material-energy cycles in living and biocidal systems

Material-energy cycles in living systems of phototrophs and heterotrophs, as well as in inert systems of the mineral basis of soils, are considered. Soils are open biocosic bodies and lose a part of biogenic elements annually as a result of moisture removal from the gravitational current, and in agriculture also with the commodity part of the crop. As a result, the soils are depleted, their aging and a decrease in fertility. Soils form three groups of minerals: inherited maternal, newly formed and organogenic. As the soil grows older, the proportion of newborns grows, and the residual maternal and organogenic, that is, the humus proper, is ultimately reduced to almost zero levels. Soil, like any other system, cannot be in an equilibrium state, if there is an influx of energy from the outside. It is established that the staginess of soil formation includes the evolution of soils from rock to mature soil and to neo-pore. Time, in this case, acts as the main factor of soil formation.

Keywords: phototrophs, heterotrophs, soil formation, proton hydrolysis, rock, neo-rocks, proton, electron.


Organic matter transformation in chernozems of arable and virgin lands in Stavropol region

The content of organic matter in the main subtypes of chernozems of the Stavropol Territory is investigated: ordinary carbonate, ordinary ordinary (not effervescent from the surface), leached and solonetsous-fused on the virgin soil and plowland. It is established that all the studied chernozems are characterized by a significant variation in the amount of organic matter, both in key areas and within them. For 70-100 years of soil exploitation in the system of agrobiocoenoses, the content of humus in the upper horizons is reduced by 16-38% in carbonate, 25-33% in normal, 6-21% in leached and 8-24% in solonetsous-ferruginous chernozems. The amount of organic matter in sub-plow horizons is higher than in arable horizons, or does not differ significantly. In the composition of humic acids, a marked decrease in the content of fulvic acids and the ratio of humic acids to fulvic acids (HA/FA) increases on arable land in comparison with the virgin soil except for chernozems of solonetsous-fused.

Keywords: organic matter, chernozem, humic acids, fulvic acids, virgin soil, arable land.


Changes of physico-chemical indices of chernozems of the Central Ciscaucasia in agricultural use

The influence of agricultural use on the change in the physicochemical parameters and pH of the chernozems of ordinary carbonate, leached and solonetzic Central Ciscaucasia was studied. It has been established that anthropogenic influence leads to a decrease in the amount of exchange bases and pH in all subtypes under study, as well as the appearance of hydrolytic acidity on leached and ordinary solonetsous chernozems. PPK chernozem ordinary carbonate under the plowing undergoes minor changes due to its high buffering. Changes in the studied indicators on the other studied subtypes of chernozems are more significant and indicate their radical transformation.

Keywords: virgin soil, arable land, chernozem, agricultural use, physico-chemical indices.


Changes of physical-chemical parameters of leached chernozem due to application of parent rocks

Results of application of different parent rocks on physical-chemical parameters of leached chernozem are presented. Remineralization of leached chernozem was made by applying apatite, limestone-shell rock, phos- phogypsum. It is established that when adding rocks, the amount of exchange bases increases, the share of ab- sorbed calcium decreases, and hydrolytic acidity decreases. The pH of the medium changes: when acidic rocks are introduced, acidification of the soils is poor, and substantial alkalinization is introduced when the main rocks are introduced.

Keywords: soil-absorbing complex, hydrolytic acidity, pH, leached chernozem, rocks, apatite, limestone-shell rock, phosphogypsum.


Increase in the content of nutrients in leached chernozem during the introduction of various rocks

Increase in the content of nutrient elements of leached chernozem was carried out by the joint and separate application of such rocks as limestone-shell rock, apatite, phosphogypsum. As a result of the research, it was revealed that the content of macro and microelements of nutrition increased with respect to control. It has also been established that when the rock is introduced, the yield of sunflower rises.

Keywords: macroelements, microelements, leached chernozem, apatite, limestone-shell rock, phosphogypsum.


Reasons and consequences of blocking of chernozems of loaded left shore of the Kuban river

Watering large areas of the Stavropol Territory has led to an increase in the level of groundwater. By the key method, a flooded area was selected, 3 sections were laid in automorphic and hydromorphic conditions. It is established that the main reason for the underflooding of the economy is the features in the geological and geomorphological structure of the territory. The farm occupies the left-bank foothill part of the Kuban River. There are five above-flood terraces. According to the geological structure, the soils of the terraces have the following structure: the 1st layer is a basin, composed of indigenous, clayey, very dense rocks of the Maikop suite, which is a regional water body on the way of infiltrating atmospheric precipitation; The second layer is sandy-pebble, which is an aquifer; The third layer is a stratum of alluvial-eolic carbonate loams, which overlap the aquifer sandy-pebble layer; 4th layer – soil cover. Flooding of soils mainly occurs on the first and second above-floodplain terraces. Together with the complex lithological structure of soil and soil, the second cause of soil underflooding is the presence of irrigated systems on the upper terraces of the river. The flooding of chernozems leads to their salinization, alkalinization and alkalization.

Keywords: leached chernozem, flooding, salinization, solonetzation, exchange sodium.


Soil salt regime dynamics at rice fields in delta of Kuban river

The dynamics of the solar regime of alluvial meadow-bog soils is considered. Currently, three irrigation tracts have been formed in the delta of the Kuban: Mariano-Cheburgo, with an area of 109.4 thousand hectares; Mezhdurechensky (88.9 thousand hectares) and Zakubansky (53.9 thousand hectares). In the paper, the seasonal and long-term salt regime of the Azov rice irrigation system (AROS) of 10,000 hectares is considered in more detail. To study the seasonal salt dynamics of soil soils on two types of rice maps, wells were laid along three sections and soil samples were taken at standard depths. Each of the alignments was located in a certain area of the rice map: in the zone adjacent to the drainage and drainage network, occupying 20% of the area of the map (target 1); In the zone adjacent to the channel-distributor, occupying 20% of the area of the map (target 2); In the central zone occupying 60% of the area of the rice card (target 3). Comparison of soil content of soils in autumn 2002 and autumn 2009 Showed that on maps of the Krasnodar type in the thickness of 0-1 m there was an increase in salt reserves by 30% from the initial, and in the thickness of 0-2 m they increased by 40%. The indicator of salt accumulation intensity was plus 0.5, which according to the corresponding scale is estimated as expressed secondary salinity. The movement of salt masses within the map was uneven. In zones of active water exchange, salt reserves of 0-2 m thickness remained practically unchanged; In the central stagnant part of the maps, the salt content of the 0-1 m layer increased 1.6 times, and in the two-meter layer it increased more than 2-fold.

Keywords: Delta of the Kuban, rice irrigation system, salt regime, soil-grounds, salt accumulation.


Changes of carbonates concentration and pH in soils of Kislovodsk parks under variation of vegetation

The content of carbonates and acid-base potential of soils of virgin lands and soils of artificial plantings of Kislovodsk parks on various parent rocks has been studied: eluvium of calcareous rocks, deluvium of sandstones, eluvium of dense calcareous rocks, dominated by dolomite and calcite. It is established that the growth of woody vegetation in more than 100-120-year period leads to the destruction of carbonate material and its removal to the lower part of the profile. Most actively, these processes occur under coniferous species. The involvement of soil in agricultural production also leads to a depletion of the upper part of the profile by carbonate material and its illuviation into the lower lying horizon. Both pure and mixed pine plantations lead to acidification of the upper part of the profile. Some deciduous species such as ash and maple also cause acidification in the upper part of the soil profile, and such as birch and oak, although they lower the pH values, but less significantly than the rest Studied rocks.

Keywords: Kislovodsk parks, carbonates, pH, virgin soil, arable land, tree plantations.


Influence of agricultural use of chernozems of The Central Ciscaucasia on amount and diversity of micromycetes

The influence of the agricultural factor on the abundance and diversity of micromycetes of the main subtypes of chernozems in the Central Ciscaucasia was studied. It has been established that on chernozems formed on loess-like loam the number of micromycetes on arable land exceeds similar indicators on virgin soil. The number of microorganisms in the soil of Maikop clays formed on eluvium is considerably higher in the virgin areas than in agrobiocenoses. In the studied subtypes of chernozems, the variety of microscopic fungi on plowland decreases in comparison with the virgin soil, but to a varying extent.

Keywords: chernozems, virgin land, arable land, micromycetes, winter wheat, biodiversity.


Influence of agricultural use of chernozems of the Central Ciscaucasia and the seasonal dynamics of numbers of ammonifiers

Study of influence of agricultural use of lands on seasonal dynamic of ammonificators amount. The object of study was virgin soil and arable land of basic subtypes of chernozems of Central Ciscaucasia: southern, ordinary (carbonate, ordinary, alkaline and solonetsous-fused) and leached. Sampling of soil samples on arable land was carried out in seasonal dynamics in the main phases of the growing season of winter wheat: shoots, spring tillering, tube exit, flowering, milk ripeness, after harvesting. On the virgin soil selection was carried out in the same time as in the arable land. It has been established that on chernozems formed on loess-like loams (southern, ordinary carbonate, ordinary and leached), the number of microorganisms on the arable land exceeds the similar parameters on virgin land by an average of 1.5-2.0 times. The investigated index in chernozems formed on the eluvium of Maikop sediments (solonetsous and solonetsous-fused) is higher in virgin areas. Seasonal dynamics of the number of ammonifiers on the virgin soil of all studied subtypes of chernozems is weakly expressed. On the plowed field there are significant differences in the indicator under study for the phases of development of winter wheat. The minimum values are in the early spring period, the maximum for the flowering phase at a difference of 3.9-10.8 times higher.

Keywords: Central Ciscaucasia, chernozems, virgin land, arable land, ammonifiers, winter wheat.


SOIL CONDITIONS AND FERTILITY IN REGIONS

Chernozem phosphate regime changes in south-western forest-steppe zone

Two rotation thermowelding five fields crop rotation on Chernozem typical the contents kislotorastvorimuu phosphorus and its mobility remained almost at the initial level. The content of mobile phosphorus in arable and subsurface soil layers in the absence of fertilizer increased slightly and is biased, as it does not satisfy the indica- tor of verification at 5% significance level. With the application of mineral fertilizers increases the content of mo- bile phosphorus in the soil: significant (51 to 107 mg/kg) increase observed in the layer of 0-40 cm N120P120K120. Since the depth of the soil profile to 60 cm, the content of mobile phosphorus in fertilizer varies significantly less (20-22 mg/kg), in comparison with the original data, and in the layer of 60-100 cm is just 3-8 mg/kg the Degree of mobility of phosphorus in the arable layer of soil with fertilizers is increased to 0.19 mg/l at N120P120K120, and deeper drops dramatically and in the layer of 60-100 cm is 0.05 mg/l. Without application of fertilizers over two rotations thermowelding crop rotation in the soil layer of 0-60 cm observed decrease in all fractions of soil phos- phate with the exception of the phosphates of iron. Introduction N120P120K120 in 2 times increases the content of loosely bound phosphates and phosphates of aluminum.

Keywords: typical chernozem, mineral fertilizers, degree of mobility of phosphates, phosphate regime.


Impact of agrogenic affect on morphological profile and agrochemical characteristics of chestnut soil in dry steppe of Byraytia

The influence of crop rotation, permanent fallow and output to fallow land on changes of morphological profile and agrochemical properties of brown soil in conditions of long-term experiment are discussed. Under the influence of 29-year various agrogenetic influence following genetic horizons in chestnut soil profile has been formed: Aar, AB, B1, В2к, ВСк, Ск. Basic morphological changes characteristic for the humus layer width and the level of carbonates occurrence. The highest values are marked at fallow lands. In soil of the permanent fallow carbonates are pulled to the surface and a carbonate layer becomes more concentrated. The output of arable land to fallow restores the potential fertility of chestnut soils, but permanent fallow leads to deterioration of soil agrochemical properties. In the arable horizon of 29-year fallow best agrochemical indicators determined: humus content (2.13%), sum of absorbed bases (16.1 mg-eq/100 g), available phosphorus content (274 mg/kg) and available potassium (126 mg/kg).

Keywords: chestnut soil, crop rotation, fallow land, permanent fallow, morphological profile, agrochemical soil characteristics.


Agroecological condition of brown forest soils on peach cultivation in Krasnodar region

A comparative analysis of the complex agrogenic changes of the brown forest lowsaturated soil in the cultivation of peaches (Persica Mill.) in the humid subtropics of Russia. By genetic horizons of the soil profile studied: soil particle size distribution, content of basic nutrients, heavy metals, humus, soil enzymatic activity and functional biodiversity of microbial communities (by multisubstrate testing) It is shown in comparison with the natural soils that long-term cultivation of peach (more than 12 years), accompanied by the use of mineral fertilizers and pesticides, has led to depletion of the soil profile humus, nitrogen, calcium and magnesium. The tendency of growth of the gross content of the soil zinc and copper in 1.3-1.5 times. A decrease of invertase activity in the surface layer of soil, urease – the soil profile to a depth of 17 cm. Catalase activity remained at a level of natural biocenosis soil, the state of the microbial community on a range of indicators described as stable.

Keywords: brown forest soils, peach culture, mineral fertilizers, grain size distribution, enzymatic activity.


Ecological estimation of soils in forest and agrarian ecosystems of Yuriev-Pol’skoe Opolye

Genetic and ecological characteristics of soils of the forest and agrarian ecosystems in Yuriev-Polskiy opolie at the Educational-experimental farm «Druzhba» in Yaroslavl region are discussed. The field mapping, model experiments, agroecological analysis of soil samples and water migration research at catenas in 2010-2017 are summarized. Soil podzol- and gley-formation processes, contributing to the formation in soils of the southern taiga subzone primarily soddy and soddy-podzolic soils developed at cover loamy and binomial deposits, are settled. Soil podzol formation process stops at arable land, but acid hydrolysis of minerals penetrate through profile to under arable layer. Soils characterize by high acid pH and deficit of available phosphorous.

Keywords: forest and agrarian ecosystems, podzolic, soddy-podzolic, soddy and grey soils, erosion, acidity, water migration, ecological risks.

Купить полнотекстовую версию или отдельную статью можно на сайте www.elibrary.ru


Главный редактор: И.С. Прохоров, к.с.-х.н.

Редакция: И.И. Прохорова (директор), М.А. Королькова, Н.В. Куроптева

Редколлегия: Р.М. Алексахин, д.б.н., Н.В. Войтович, д.с.-х.н., С.Л. Белопухов, д.с.-х.н., А.И. Беленков, д.с.-х.н., А.А. Завалин, д.с.-х.н., А.Л. Иванов, д.б.н., Л.В. Кирейчева, д.т.н., Н.В. Клебанович, д.с.-х.н. (Беларусь), С.М. Лукин, д.б.н., В.Г. Минеев, д.с.-х.н., М.М. Овчаренко, д.с.-х.н., В.И. Панасин, д.с.-х.н., Т.Ф. Персикова, д.с.-х.н. (Беларусь), О.А. Подколзин, д.с.-х.н., П.Д. Попов, д.с.-х.н., В.Г. Сычев, д.с.-х.н., В.И. Титова, д.с.-х.н., П.А. Чекмарев, д.с.-х.н.

Адрес для переписки: 115419, Москва, Шаболовка, 65-1-50.

Тел/факс: (495) 952-76-25

E-mail: agrochem_herald@mail.ru

Отпечатано в ООО «САМ Полиграфист».
Москва, Протопоповский пер., д. 6.
Подписано в печать: 21.08.2017
Формат 60х90/8.

Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации Российской Федерации.
Свидетельство № 011095.

ЮБИЛЕЙ КАФЕДРЫ ПОЧВОВЕДЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО ГАУ

Современные проблемы плодородия почв Ставрополья

Рассмотрены основные проблемы плодородия почв Ставрополья: слитизация, подтопление, вторичное засоление, обеднение почв органическим веществом и доступными формами элементов питания, а также развитие водной и ветровой эрозии. Установлено, что на пашне за 70-100 лет сельскохозяйственного использования произошло значительное снижение в содержании органического вещества в среднем на 1,5-2,0%. Развивается слитизация почв, которая вызвана совместным действием новообразованных набухающих минералов группы монтмориллонита и цементирующим действием подвижных коллоидных соединений кремния. Массовое строительство современных ирригационных систем, без должной гидроизоляции и неправильное, неумеренное орошение привели к тому, что более 2 млн. га в крае считаются подтопленными. Наиболее сильно процессы ветровой эрозии развиты в районах востока края и в зоне Армавирского ветрового коридора. Водная эрозия получила развитие в районах, расположенных на Ставропольской возвышенности и ее отрогах. За последние 50-60 лет на пашне произошло обеднение почв доступными формами макро- и микроэлементов в отличие целинных угодий.

Ключевые слова: почва, плодородие, органическое вещество, слитизация, подтопление, засоление, эрозия.


Материально-энергетические циклы в живых и биокосных системах

Рассмотрены материально-энергетические циклы в живых системах фототрофов и гетеротрофов, а также в косных системах минеральной основы почв. Почвы являются открытыми биокосными телами и ежегодно теряют часть биогенных элементов вследствие выноса с гравитационным током влаги, а в земледелии еще и с товарной частью урожая. В результате происходит их обеднение, старение и снижение плодородия. Почвы слагают три группы минералов: унаследованные материнские, новообразованные и органогенные. По мере старения почвы, доля новообразованных растет, а остаточных материнских и органогенных, то есть собственно гумусовых, сокращается в конечном итоге до практически нулевого уровня. Почва, как и всякая другая система, не может находится в равновесном состоянии, если существует приток энергии извне. Установлено, что стадийность почвообразования включает эволюцию почв от породы к зрелой почве и к неопороде. Время, в данном случае, выступает как основной фактор почвообразования.

Ключевые слова: фототрофы, гетеротрофы, почвообразование, протонный гидролиз, порода, неопорода, протон, электрон.


Трансформация органического вещества в черноземах Ставропольского края целины и пашни

Исследовано содержание органического вещества в основных подтипах черноземов Ставрополья: обыкновенные карбонатные, обыкновенные обычные (не вскипающие с поверхности), выщелоченные и солонцевато-слитые на целине и пашне. Установлено, что на всех изучаемых черноземах характерно значительное варьирование содержания органического вещества, как по ключевым участкам, так и внутри них. За 70-100 лет эксплуатации почв в системе агробиогеоценозов содержание гумуса в верхних горизонтах черноземов карбонатных снижается на 16-38%, обычных – на 25-33%, выщелоченных – на 6-21% и солонцевато-слитых – на 8-24%. Количество органического вещества в подпахотных горизонтах выше, чем в пахотных, либо не имеет существенных отличий. В составе гумусовых кислот заметно снижение содержания фульвокислот и соотношение гуминовых кислот к фульвокислотам (ГК/ФК) увеличивается на пашне по сравнению с целиной кроме черноземов солонцевато-слитых.

Ключевые слова: органическое вещество, чернозем, гуминовые кислоты, фульвокислоты, целина, пашня.


Изменение физико-химических показателей черноземов Центрального Предкавказья при сельскохозяйственном использовании

Изучено влияние сельскохозяйственного использования на изменение физико-химических показателей и рН черноземов обыкновенных карбонатных, выщелоченных и солонцеватых Центрального Предкавказья. Установлено, что антропогенное воздействие приводит к снижению суммы обменных оснований и рН на всех изучаемых подтипах, а также появлению гидролитической кислотности на черноземах выщелоченном и обыкновенном солонцеватом. Состав ППК чернозема обыкновенного карбонатного при распашке не претерпевает значительных изменений вследствие его высокой буферности. Изменения исследуемых показателей на остальных изучаемых подтипах черноземов более значительны и указывают на их коренную трансформацию.

Ключевые слова: целина, пашня, чернозем, сельскохозяйственное использование, физико-химические показатели.


Изменение физико-химических показателей чернозема выщелоченного при внесении горных пород

Представлены результаты внесения различных горных пород на физико-химические показатели чернозема выщелоченного. Реминерализацию чернозема выщелоченного проводили внесением апатита, известняка-ракушечника и фосфогипса. Установлено, что при внесении горных пород увеличивается сумма обменных оснований, доля поглощенного кальция и уменьшается гидролитическая кислотность. Изменяется рН среды: при внесении кислых пород происходит слабое подкисление почв, при внесении основных пород существенное подщелачивание.

Ключевые слова: почвенно-поглощающий комплекс, гидролитическая кислотность, рН, чернозем выщелоченный, горные породы, апатит, известняк-ракушечник, фосфогипс.


Повышение содержания элементов питания в черноземе выщелоченном при внесении различных горных пород

Представлены результаты повышения содержания элементов питания в черноземе выщелоченном при совместном и раздельном внесении таких горных пород, как: известняк-ракушечник, апатит и фосфогипс. Установлено, что содержание в почве макро- и микроэлементов повысилось относительно контроля. Также установлено, что при внесении горных пород повышается урожайность подсолнечника.

Ключевые слова: макроэлементы, микроэлементы, чернозем выщелоченный, апатит, известняк-ракушечник, фосфогипс.


Причины и последствия подтопления черноземов выщелоченных левого берега

Обводнение больших территорий Ставропольского края привело к повышению уровня грунтовых вод. По методу ключей был выбран подтопленный участок, заложены 3 разреза в автоморфных и гидроморфных условиях. Установлено, что основной причиной подтопления служат особенности геологического и геоморфологического строения территории левобережной предгорной части реки Кубань. Здесь выделяют пять надпойменных террас. По геологическому строению почвогрунты террас имеют следующее строение: 1-й слой – цокольный, сложенный коренными, глинистыми, очень плотными породами майкопской свиты, который является региональным водоупором на пути инфильтруюшихся атмосферных осадков; 2-й слой песчано-галечниковый, являющаяся водоносным горизонтом; 3-й слой – толща аллювиально-эоловых карбонатных суглинков, которые перекрывают водоносный песчано-галечниковый слой; 4-й слой – почвенный покров. Подтопление почв в основном происходит на первой и второй надпойменной террасах. В совокупности со сложным литологическим строением почвогрунтов второй причиной подтопления почв является наличие орошаемых систем на верхних террасах реки. Подтопление черноземов приводит к их засолению, осолонцеванию и подщелачиванию.

Ключевые слова: чернозем выщелоченный, подтопление, засоление, осолонцевание, обменный натрий.


Динамика солевого режима почв рисовых полей современной дельты Кубани

Рассмотрена динамика солевого режима почвогрунтов Азовской рисовой оросительной системы (АРОС). На двух типах рисовых карт закладывали скважины по трем створам и отбирались образцы по стандартным глубинам. Каждый из створов располагался в определенной зоне рисовой карты: в зоне, примыкающей к дренажно-сбросной сети, занимающей 20% площади карты (створ 1); в зоне, примыкающей к каналу – распределителю, занимающей 20% площади карты (створ 2); в центральной зоне, занимающей 60% площади рисовой карты (створ 3). Сравнение солесодержания почвогрунтов на осень 2002 г. и осень 2009 г. показало, что на картах Краснодарского типа в толще 0-1 м произошло увеличение солевых запасов на 30% от исходного, а в толще 0-2 м они возросли на 40%. Показатель интенсивности соленакопления составил плюс 0,5, что по соответствующей шкале оценивается как выраженное вторичное засоление. Движение солевых масс в пределах карты было неравномерное. В зонах активного водообмена солевые запасы толщи 0-2 м остались практически неизменными; в центральной застойной части карт солесодержание толщи 0-1 м возросло в 1,6 раза, а в двухметровом слое увеличилось более чем в 2 раза.

Ключевые слова: дельта Кубани, рисовая оросительная система, солевой режим, почвогрунты, соленакопление.


Изменение содержания карбонатов и рН почв Кисловодских парков при смене растительности

Исследовано содержание карбонатов и кислотно-щелочного потенциала почв целинных участков и почв искусственных насаждений Кисловодских парков на различных материнских породах: элювий известковых пород, делювий песчаников, элювий плотных карбонатных пород, с преобладанием доломита и кальцита. Установлено, что произрастание древесной растительности более чем за 100-120-летний период приводит к разрушению карбонатного материала и выносу его в нижнюю часть профиля. Наиболее активно эти процессы происходят под хвойными породами. Вовлечение почвы в сельскохозяйственное производство также приводит к обеднению верхней части профиля карбонатным материалом и его иллювиированием вниз лежащий горизонт. Как чистые, так и смешанные сосновые насаждения приводят к подкислению верхней части профиля. Некоторые лиственные породы – ясень и клен также вызывают подкисление в верхней части почвенного профиля, а такие как береза и дуб хотя и снижают значения рН, но менее значительно, чем остальные изучаемые породы.

Ключевые слова: Кисловодский парк, карбонаты, рН, целина, пашня, древесные насаждения.


Влияние сельскохозяйственного использования черноземов Центрального Предкавказья на численность и разнообразие микромицетов

Изучено влияние сельскохозяйственного использования почв на численность и разнообразие микромицетов основных подтипов черноземов Центрального Предкавказья. Установлено, что на черноземах, образованных на лессовидных суглинках численность микромицетов на пашне превышает аналогичные показатели на целине. Количество микроорганизмов в почве образованной на элювии майкопских глин напротив значительно выше на целинных участках, чем в агробиоценозах. На изучаемых подтипах черноземов разнообразие микроскопических грибов на пашне снижается по сравнению с целиной, но в различной степени.

Ключевые слова: целина, пашня, микромицеты, озимая пшеница, биоразнообразие.


Оценка сезонной динамики численности аммонификаторов на черноземах при сельскохозяйственном использовании

Изучено влияние сельскохозяйственного использования земель на сезонную динамику численности аммонификаторов. Объектом изучения были целина и пашня основных подтипов черноземов Центрального Предкавказья: южных, обыкновенных (карбонатных, обычных, солонцеватых и солонцевато-слитых) и выщелоченных. Отбор почвенных образцов на пашне проводили в сезонной динамике по основным фазам вегетации озимой пшеницы. На целине отбор почв проведен в те же сроки, что и на пашне. Установлено, что на черноземах, образованных на лессовидных суглинках (южных, обыкновенных карбонатных, обычных и выщелоченных), количество микроорганизмов на пашне превышает аналогичные показатели на целине в среднем в 1,5-2,0 раза. Исследуемый показатель в черноземах, образованных на элювии майкопских отложений (солонцеватых и солонцевато-слитых), выше на целинных участках. Сезонная динамика численности аммонификаторов на целине всех изучаемых подтипов черноземов слабо выражена. На пашне наблюдаются значительные различия изучаемого показателя по фазам развития озимой пшеницы. Минимальные значения приходятся на ранневесенний период, максимальные на фазу цветения при разнице в 3,9-10,8 раз выше.

Ключевые слова: Центральное Предкавказье, черноземы, целина, пашня, аммонификаторы, озимая пшеница.


СВОЙСТВА И ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВ В РЕГИОНАХ

Изменение фосфатного режима в черноземе юго-западной части лесостепи

За две ротации пятипольного зерносвекловичного севооборота на черноземе типичном содержание кислоторастворимого фосфора и степень его подвижности остались практически на исходном уровне. Содержание подвижного фосфора в пахотном и подпахотном слоях почвы на варианте без удобрений незначительно увеличилось и носит тенденциозный характер, так как не удовлетворяет показателю верификации на 5%-ном уровне значимости. С внесением минеральных удобрений увеличивается и содержание подвижного фосфора в почве: значительное (с 51 до 107 мг/кг) увеличение прослеживается в слое 0-40 см в варианте N120P120K120. Начиная с глубины почвенного профиля 60 см, содержание подвижного фосфора при внесении удобрений изменяется меньше (на 20-22 мг/кг), в сравнении с исходными данными, а в слое 60-100 см – всего на 3-8 мг/кг. Степень подвижности фосфора в пахотном слое почвы с внесением удобрений увеличивается и составляет 0,19 мг/л в варианте N120P120K120, а глубже резко падает и в слое 60- 100 см составляет 0,05 мг/л. Без внесения удобрений за две ротации зерносвекловичного севооборота в слое почвы 0-60 см прослеживается снижение всех фракций почвенных фосфатов за исключением фосфатов железа. Внесение N120P120K120 в 2 раза повышает содержание рыхлосвязанных фосфатов и фосфатов алюминия.

Ключевые слова: чернозем типичный, минеральные удобрения, степень подвижности фосфатов, фосфатный режим.


Влияние агрогенного воздействия на морфологический профиль и агрохимические свойства каштановой почвы сухой степи Бурятии

Рассмотрено влияние севооборота, бессменного парования и вывода в залежь на изменения морфологического профиля и агрохимические свойства каштановой почвы в условиях длительного стационара. Под влиянием 29-летнего различного агрогенного воздействия в профиле каштановых почв формируются следующие генетические горизонты: Апах., АВ, В1, В2к, ВСк, Ск. Основные морфологические изменения характерны для мощности гумусового слоя и уровня залегания карбонатов. Наибольшие их значения отмечены под залежью. В почве бессменного пара карбонаты подтягиваются к поверхности, и карбонатный слой становится более концентрированным. Вывод пашни в залежь восстанавливает потенциальное плодородие каштановой почвы, а бессменное парование ведет к ухудшению агрохимических свойств почвы. В пахотном горизонте 29-летней залежи установлены наилучшие агрохимические показатели: содержание гумуса (2,13%), сумма поглощенных оснований (16,1 мг-экв/100 г), содержание подвижного фосфора (274 мг/кг) и обменного калия (126 мг/кг).

Ключевые слова: каштановая почва, севооборот, залежь, бессменный пар, морфологический профиль, агрохимические свойства почвы.


Агроэкологическое состояние бурых лесных почв при возделывании персика в Краснодарском крае

Проведен сравнительный анализ комплекса агрогенных изменений бурой лесной слабоненасыщенной почвы при возделывании персика (Persica Mill.) в условиях влажных субтропиков России. По генетическим горизонтам почвенного профиля изучены: гранулометрический состав почв, содержание основных биогенных элементов, тяжелых металлов и гумуса, а также ферментативная активность почв и функциональное биоразнообразие микробного сообщества (методом мультисубстратного тестирования). В сравнении с почвами естественного ценоза показано, что длительное возделывание персика (более 12 лет), сопровождающееся ежегодным применением минеральных удобрений и пестицидов, привело к обеднению почвенного профиля гумусом, азотом, кальцием и магнием. Отмечена тенденция роста содержания в почве валового цинка и меди в 1,3-1,5 раз. Установлено снижение активности инвертазы в поверхностном горизонте почв, уреазы – по профилю почвы с глубины 17 см. Каталазная активность сохранялась на уровне почв естественного биоценоза, состояние микробного сообщества по комплексу показателей характеризовалось как стабильное.

Ключевые слова: бурые лесные почвы, культура персика, минеральные удобрения, гранулометрический состав, ферментативная активность.


Экологическая оценка почв лесных и аграрных экосистем Юрьев-Польского ополья

Рассмотрены генезис и экологическое состояние почв лесных и аграрных экосистем Юрьев-Польского ополья на примере ОАО «Дружба» Переславль-Залесского района Ярославской области. На основе обобщения результатов полевого картирования, модельных опытов, анализа образцов почв и изучения водной миграции на стационарных площадках в 2010-2017 гг., выявлены зональные процессы подзоло- и глееобразования. Они способствуют формированию в лесных и аграрных экосистемах подзоны южной тайги преимущественно подзолистых и дерново-подзолистых почв, развитых на покровных суглинках и двучленных отложениях. На пашне оподзоливание затухает, но кислотный гидролиз минералов в профиле «опускается» глубже пахотного горизонта. Почвы отличаются очень кислой реакцией и дефицитом доступного фосфора.

Ключевые слова: лесные и аграрные экосистемы, подзолистые, дерново-подзолистые, дерновые и серые почвы, эрозия, кислотность, водная миграция, экологические риски.