Buy the full-text version or a separate article one can on the site www.elibrary.ru


Главный редактор: И.С. Прохоров, к.с.-х.н.

Редакция: И.И. Прохорова (директор), М.А. Королькова, Н.В. Куроптева

Редколлегия: Р.М. Алексахин, д.б.н., Н.В. Войтович, д.с.-х.н., С.Л. Белопухов, д.с.-х.н., А.И. Беленков, д.с.-х.н., А.А. Завалин, д.с.-х.н., А.Л. Иванов, д.б.н., Л.В. Кирейчева, д.т.н., Н.В. Клебанович, д.с.-х.н. (Беларусь), С.М. Лукин, д.б.н., В.Г. Минеев, д.с.-х.н., М.М. Овчаренко, д.с.-х.н., В.И. Панасин, д.с.-х.н., Т.Ф. Персикова, д.с.-х.н. (Беларусь), О.А. Подколзин, д.с.-х.н., П.Д. Попов, д.с.-х.н., В.Г. Сычев, д.с.-х.н., В.И. Титова, д.с.-х.н., П.А. Чекмарев, д.с.-х.н.

Адрес для переписки: 115419, Москва, Шаболовка, 65-1-50.

Тел/факс: (495) 952-76-25

E-mail: agrochem_herald@mail.ru

Отпечатано в ООО «САМ Полиграфист».
Москва, Протопоповский пер., д. 6.
Подписано в печать: 13.02.2016
Формат 60х90/8.

Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации Российской Федерации.
Свидетельство № 011095.

OPEN DISCUSSION

Particularities of fertilizer application in modern conditions

A comparative analysis of values, interpretations and uses of practical agriculture certain fundamental provisions of the system fertilize crops in the rotation, in retrospect, «traditional agriculture Non-Chernozem zone of RF band end of the last century – modern crop management technologies».
It is noted that the content has changed significantly and have undergone some changes of traditional recommendations for the use of individual items of the system fertilize crops in modern conditions of crop.
Given that in recent years, the list of organic fertilizers included a significant amount of organic waste with modified physical and chemical characteristics, it is required to update recommendations on dose, timing and method of such fertilizers. This is directly related to changes in farming systems.
It is important to clarify the guidelines for the choice of forms of fertilizer since expanded their range of solid mineral macrofertilizers, appeared on the market liquid complex macro- and microfertilizers, but it is limited by the amount of knowledge of their composition and characteristics of behavior in «soil – plant» system.
Many questions arise to assess the possibility of fertilization of cultures in technologies based on minimizing tillage.

Keywords: fertilizer system, organic fertilizers and wastes, mineral macro- and microfertilizers, forms, dozes and periods of fertilizer application.


AGROCHEMICAL SERVICE

Soil conditions in Tula region

The article analyzes the current state of the soils of the Tula region, conducted by the specialists of the Center of Agricultural Radiology and chemization «Tul’skiy» with the use of modern computer technology, as well as with the use of navigation equipment GARMIN GPSMAP 62S. It shows the evolution of soil fertility parameters, the reasons of the negative balance of nutrients. Ways to conserve and enhance soil fertility through the use of chemicals and primary cultivation of soil, not used for a long time.

Keywords: agrochemical monitoring, soil fertility, chemization means, land-use control, Tula region.


Dynamics of heavy metals content in soils of Ulyanovsk region

Soil fertility monitoring is main work of State agrochemical service of Russia because the final aim of agriculture is providing of ecologically safe output for people in conditions of increasing technogenic pressure. The paper presents the results of studying the dynamics of changes in the content of mobile forms of heavy metals in soils of the Ulyanovsk region for 2004-2014. Established that regional soils are safety for agriculture except cadmium. Local exceed of total cadmium MPC and progressive increasing concentration of lead in arable layer needs constant monitoring of agricultural output in current territories to ecological safety.

Keywords: heavy metals, reference site, soils (chernozems, grey forest).


BIOSTIMULANTS, HUMIC AND NANOPREPARATIONS: STUDY AND ASSESSMENT

Biostimulants in agrotechnologies: problems, solutions, outlook

Review considers actual items in the field of research of preparations on the basis of wide range of raw material sources, which could be categorized as biostimulants. Terminology, classification and legislation are discussed. Possible solutions of considering problematic aspects are proposed. Questions for controversial discussion are initiated. The prospects of research in sphere of biostimulants are considered.

Keywords: biostimulants, plant growth regulators, biofertilizers, agrochemicals, terminology, classification, legislation.


Experience of the assessment of influence of humic preparations on productivity and quality of potatoes

A statistically significant positive effect of humic substances influence on the yield and quality of potato varieties Bryanskaya novinka and Santa at soddy-podzolic cultivated soil in Solnechnogorsk district of Moscow region is established. Lack of responsiveness of potato varieties to application of potassium humate Extra based on brown coal and potassium humate EcoOrganic peat-based on some experimental plots associated with insignificant quantity of the experiment variants, in which both ways (doses and methods of preparations application would vary. At the same time, a significant effect gives humate potassium Extra.

Keywords: humates, soddy-podzolic cultivated soil, reliability of distinctions, productivity of potatoes.


Study of microbial community composition of humic preparations based on lowland peat

Microbiological analysis of humic substances, produced on lowland peat, showed that they are present in a large number of agronomically important groups of bacteria (ammonifying, nitrogen-fixing bacteria, microorganisms phosphatability). In the studied humic products is not detected actinobacteria and phytopathogenic micromycetes. It is established that soaking in humic products is not affect the germination and energy of germination of seeds of spring wheat, buckwheat, maize and spring rape. However, the length of seedlings under the influence of the humate treatment was significantly greater than in controls. This is especially pronounced in spring wheat, maize and spring rape. For the studied morphometric indicators best data obtained from spring wheat. Included in the composition of humates microorganisms produce various enzymes, amino acids and other physiologically active substances, providing both direct and indirect positive impact on the growth and development of plants. Studied humic preparations can be recommended for presowing treatment of different agricultural crops seeds.

Keywords: lowland peat, humic preparations, microorganisms, test plants.


Influence of nanostructured water-phosphate and water-phosphate suspensions on buckwheat yield

We analyzed the results of studies on the effect of different doses and methods of application of nanostructured water phosphate suspension (NWFS) and water-phosphorite suspension (WFS) on the yield of buckwheat in the conditions of pot experiment. Installed the rationality and viability of the integrated use NWFS for presowing treatment of seeds and foliar treatment of plants as fertilizer and growth stimulant on agricultural crops. Diffuse imbibition of the seed slurry of phosphate rock and its suspension in nanostructured form in a dose of 1.25 kg/t contributed to the saturation of the cells of buckwheat phosphorus, which stimulated the development of plants at the initial stage of development. Fertilizing plants with 0.4% solution of the above suspensions in the budding stage, replenishment and assimilation of food elements through the leaves and stems, created favorable conditions for the development of buckwheat plants throughout the growing period. The increase in grain yield for the different cases and complex use of mineral NWFS in the background was 13.8 to 27.6%, with the use of WFS is 3.6-7.1%.

Keywords: nanostructured aqueous phosphate slurry, pre-sowing seed treatment, foliar treatment of plants, yield.


Study of complex biofertilizer based on nanostructural water-phosphorite suspension and consortium of microorganisms for corn cultivation

One of the most important tasks of modern bio- and nanotechnology in agriculture – determination of microorganisms that can significantly enhance the plants abilities and give them new properties and thus achieve maximum efficiency. We have formed a collection of diazotrophic and phosphate-organisms found in the natural environment of the Republic of Tatarstan. On the basis of nanostructured water-phosphorite suspension and strains consortium (Azotobacter chroococcum, Pseudomonas brassicacearum, Sphingobacterium multivorum, Achromobacter xylosoxidans) created a complex biofertilizer, the use of which the first increases maize yields by 39% and improves the condition of the soil microbiocoenosis.

Keywords: nanostructural water-phosphorite suspension, complex biofertilizer, consortium of microorgan- isms, soil fertility, maize, harvest.


NITROGEN PLANT NUTRITION

Influence of nitrogen fertilizer and Rhyzoagrin on spring wheat grain yield in soddy-podzolic soil

We have checked the effect of Nitrogen fertilizer and bio-preparation Rhyzoagrin made on the base of Agrobacterium radiobacter strain on the spring wheat grain yield during the experiments have been held in the soddy-podzolic soils of non chernozem (non humus) regions of Russia. We have discovered the close positive correlation (r = 0.77-0.90) of the grain inoculation effect with a biological preparation from the soil environment reaction and the hydrothermal coefficient value during the vegetation period. The minimal increase of the spring wheat grain yield (1.2-1.9 quintals per hectare) from the use of bio-preparation was obtained at hydrothermal coefficient = 1.3. Its influence is more effective during the stressful weather conditions of vegetation period. We practically haven't achieved a positive effect from the grain inoculation on the spring wheat grain yield with the acid reaction of the soil environment (pHKCl < 4.8).When the soil environment reaction is close to neutral (pHKCl 6.0- 6.7) and the value of hydrothermal coefficient is 1.64-1.82 the increase of spring wheat grain yield from Rhyzoagrin against the backdrop of phosphorus potassium fertilizers is 3.0-5.5 quintals per hectare. The grain inoculation effect during fertilizing wheat with 30 kg of nitrogen practically does not depend on the meteorological conditions during the growing season.

Keywords: nitrogen fertilizer, Rhyzoagrin, associative nitrogen fixation, spring wheat, yield, soil environment reaction, hydrothermal coefficient.


Rational application of the nitrogen fertilizers for Chinese cabbage cultivation at highly cultivated soddy-podzolic soil

The results of the rational use of nitrogen fertilizers for growing Chinese cabbage F1 hybrids Nick and Kudesnitsa in field at soddy-podzolic soil. It was found that the fractional application of nitrogen did not give advantages to one-time introduction of the entire dose before planting. It determines the largest yield of heads, depending on in weather conditions and doses of fertilizers. The analysis of dry matter, ascorbic acid and reducing sugars content is presented. Nitrate concentration varies greatly depending on weather conditions and was inversely related to productivity: the lower the yield, of the more nitrate, reaching 2200-4100 mg/kg wet weight at acceptable 2000 mg/kg. Detected removal of nitrogen, phosphorus and potassium 1 ton of green mass, set the couse of coefficients hydrolyzable soil nitrogen, mobile forms of phosphorus and potassium, as well as the utilization rates of nitrogen fertilizer.

Keywords: nitrogen fertilizers, soddy-podzolic soil, output, Chinese cabbage, harvest, quality.

Купить полнотекстовую версию или отдельную статью можно на сайте www.elibrary.ru


Главный редактор: И.С. Прохоров, к.с.-х.н.

Редакция: И.И. Прохорова (директор), М.А. Королькова, Н.В. Куроптева

Редколлегия: А.И. Беленков, д.с.-х.н., С.Л. Белопухов, д.с.-х.н., Н.М. Белоус, д.с.-х.н., Н.В. Войтович, д.с.-х.н., Л.А. Дорожкина, д.с.-х.н., А.А. Завалин, д.с.-х.н., А.Л. Иванов, д.б.н., Л.В. Кирейчева, д.т.н., Н.В. Клебанович, д.с.-х.н. (Беларусь), А.В. Кураков, д.б.н., С.В. Лукин, д.с.-х.н., С.М. Лукин, д.б.н., С.М. Надежкин, д.б.н., М.М. Овчаренко, д.с.-х.н., А.В. Пасынков, д.б.н., Т.Ф. Персикова, д.с.-х.н. (Беларусь), А.А. Плотников, к.с.-х.н., О.А. Подколзин, д.с.-х.н., Н.И. Санжарова, д.б.н., В.М. Семенов, д.б.н., В.И. Титова, д.с.-х.н.

Адрес для переписки: 115419, Москва, Шаболовка, 65-1-50.

Тел/факс: (495) 952-76-25

E-mail: agrochem_herald@mail.ru

Отпечатано в ООО «САМ Полиграфист».
г. Москва, 109316, Волгоградский пр-т, д. 42, корп. 5.
Подписано в печать: 13.02.2016
Формат 60х90/8.

Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации Российской Федерации 29 апреля 1997 г.
Свидетельство № 011095.

ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ

Особенности системы применения удобрений в современных условиях

Дан сравнительный анализ значения, трактовки и вариантов использования в практическом сельском хозяйстве отдельных принципиальных положений системы удобрения культур в севообороте в ретроспективе «традиционное земледелие Нечерноземной зоны РФ конца прошлого столетия – современные технологии возделывания культур».
Отмечено, что в современных условиях ведения растениеводства значительно изменилось содержание и претерпели некоторые изменения традиционные рекомендации по использованию отдельных позиций системы удобрения культур.
Учитывая, что в последние годы в перечень органических удобрений включено значительное количество органосодержащих отходов с измененными физическими и химическими характеристиками, то требуется уточнение рекомендаций по дозам, срокам и способам внесения таких удобрений. Это напрямую связано с изменениями в системах земледелия.
Крайне важны уточнения к рекомендациям по выбору форм удобрений, так как расширился их ассортимент твердых минеральных макроудобрений, на рынке появились жидкие комплексные макро- и микроудобрения, но при этом ограничен объем знаний по их составу и особенностям поведения в системе «почва – растение».
Много вопросов возникает по оценке возможности удобрения культур в технологиях, основанных на минимизации обработки почвы.

Ключевые слова: система удобрения, органические удобрения и отходы, минеральные макро- и микроудобрения, формы, дозы и приемы внесения удобрений.


АГРОХИМИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Состояние плодородия почв в Тульской области

В статье приведен анализ современного состояния почв Тульской области, проводимый специалистами Центра химизации и сельскохозяйственной радиологии «Тульский» с использованием современных компьютерных технологий, а также с использованием навигационного оборудования GARMIN GPSMAP 62S. показана динамика показателей почвенного плодородия, определены причины отрицательных балансов питательных веществ. Предложены способы сохранения и повышения почвенного плодородия за счет применения средств химизации и первичного окультуривания почв, неиспользуемых в течение длительного времени.

Ключевые слова: агрохимический мониторинг, плодородие почв, средства химизации, контроль землепользования, Тульская область.


Динамика содержания тяжелых металлов в почвах Ульяновской области

Мониторинг плодородия почв составляет основную часть работы агрохимической службы России, т.к. конечная цель сельского хозяйства состоит в обеспечении населения экологически безопасной продукцией в условиях нарастающего техногенеза на планете. В работе представлены результаты изучения динамики изменений содержания подвижных форм тяжелых металлов в почвах Ульяновской области за 2004-2014 гг. установлено, что за исключением кадмия почвы области безопасны для ведения сельскохозяйственного производства. Локальное превышение ПДК общего содержания кадмия и прогрессирующее увеличение концентрации свинца в пахотном слое требует постоянного мониторинга растениеводческой продукции на экологическую безопасность по данным элементам.

Ключевые слова: тяжелые металлы, реперный участок, почвы (черноземы, серые лесные).


БИОСТИМУЛЯТОРЫ, ГУМИНОВЫЕ И НАНОПРЕПАРАТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Биостимуляторы в агротехнологиях: проблемы, решения, перспективы

Обзор посвящен рассмотрению актуальных вопросов в сфере исследований препаратов на основе широкого спектра сырьевых источников, которые могут быть отнесены к биостимуляторам. Обсуждается их терминология, классификация и правовое регулирование. Инициируются вопросы для дискуссионного обсуждения. Предложены возможные решения рассматриваемых проблемных вопросов. Рассмотрены перспективы исследований биостимуляторов.

Ключевые слова: биостимуляторы, регуляторы роста, биоудобрения, агрохимикаты, терминология, классификация, правовое регулирование.


Опыт оценки влияния гуминовых препаратов на урожайность и качество картофеля

Выявлено статистически достоверное позитивное воздействие гуминовых препаратов на урожайность и качество картофеля сортов Брянская новинка и Санте на дерново-подзолистой окультуренной почве Солнечногорского района Московской области. Недостаточная отзывчивость картофеля исследуемых сортов на применение гумата калия Экстра на основе бурого угля и гумата калия ЭкоОрганика на основе торфа на некоторых опытных делянках связана с незначительным количеством вариантов опыта, в которых бы варьировались и способы, и дозы внесения препаратов. При этом, существенный эффект дает гумат калия Экстра.

Ключевые слова: гуматы, дерново-подзолистая окультуренная почва, достоверность различий, урожайность картофеля.


Изучение состава микробного сообщества гуминовых препаратов, полученных из низинного торфа

Микробиологический анализ гуминовых препаратов, полученных из низинного торфа, показал, что в них присутствуют в большом количестве агрономически значимые группы микроорганизмов (аммонификаторы, азотфиксаторы, фосфатмобилизующие микроорганизмы). В изученных гуминовых препаратах не обнаружены актинобактерии и фитопатогенные микромицеты. Установлено, что замачивание в гуминовых препаратах не влияет на всхожесть и энергию прорастания семян яровой пшеницы, гречихи, кукурузы и ярового рапса. Однако длина проростков под влиянием обработки гуматами была значительно больше, чем в контроле. Особенно это выражено у яровой пшеницы, кукурузы и ярового рапса. По изученным морфометрическим показателям лучшие данные получены у яровой пшеницы. Входящие в состав гуматов микроорганизмы вырабатывают различные ферменты, аминокислоты и другие физиологически активные вещества, оказывающие как прямое, так и косвенное положительное влияние на рост и развитие растений. Исследованные гуминовые препараты можно рекомендовать для предпосевной обработки семян различных сельскохозяйственных культур.

Ключевые слова: низинный торф, гуминовые препараты, микроорганизмы, тест-растения.


Влияние наноструктурной водно-фосфоритной и водно-фосфоритной суспензий на урожайность гречихи

Проанализированы результаты исследований по изучению влияния различных доз и способов применения наноструктурной водно-фосфоритной суспензии (НВФС) и водно-фосфоритной суспензии (ВФС) на урожайность гречихи в условиях вегетационного опыта. Установлена рациональность и перспективность комплексного использования НВФС для предпосевной обработки семян и некорневой обработки растений в качестве удобрения и стимулятора роста сельскохозяйственных культур. Диффузная пропитка посевного материала суспензией фосфоритной муки и ее суспензией в наноструктурном виде в дозе 1,25 кг/т способствовали насыщению клеток гречихи фосфором, что стимулировало развитие растений на начальном этапе развития. Подкормка растений 0,4% раствором вышеуказанных суспензий в фазе начала бутонизации, благодаря пополнению и усвоению элементов питания через листья и стебли, создала благоприятные условия для развития растений гречихи на протяжении всего вегетационного периода. Увеличение урожая зерна по отдельным вариантам и с комплексным применением НВФС по минеральному фону составило 13,8-27,6%, с применением ВФС – 3,6-7,1%.

Ключевые слова: наноструктурная водно-фосфоритная суспензия, предпосевная обработка семян, некорневая обработка растений, урожайность.


Влияние комплексного биоудобрения на основе наноструктурной водно-фосфоритной суспензии и консорциума микроорганизмов при выращивании кукурузы

Одна из важнейших задач современной био- и нанотехнологии в сельском хозяйстве – выявление микроорганизмов, способных существенно расширить возможности растений, придать им новые свойства и тем самым добиться максимальной эффективности. Нами сформирована коллекция диазотрофных и фосфатмобилизующих микроорганизмов, найденных в естественных условиях Республики Татарстан. На основе наноструктурной водно-фосфоритной суспензии и консорциума штаммов (Azotobacter chroococcum, Pseudomonas brassicacearum, Sphingobacterium multivorum, Achromobacter xylosoxidans) создано комплексное биоудобрение, применение которого повышает урожайность кукурузы на 39% и улучшает состояние почвенного микробиоценоза.

Ключевые слова: наноструктурная водно-фосфоритная суспензия, комплексное биоудобрение, консорциум микроорганизмов, плодородие почвы, кукуруза, урожай.


АЗОТНОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ

Влияние азотных удобрений и Ризоагрина на урожайность яровой пшеницы на дерново-подзолистых почвах

Оценено действие азотного удобрения и биопрепарата Ризоагрин, созданного на основе штамма Agrobacterium radiobacter, на урожайность зерна яровой пшеницы в опытах на дерно- во-подзолистых почвах Нечерноземной зоны России. Выявлена тесная положительная зависимость (r = 0,77-0,90) действия инокуляции семян биопрепаратом от реакции почвенной среды и значения гидротермического коэффициента (ГТК) в период вегетации. Минимальная прибавка урожайности зерна яровой пшеницы (1,2-1,9 ц/га) от использования биопрепарата получена при значении ГТК = 1,3, действие его более эффективно при стрессовых погодных условиях вегетационного периода. При кислой реакции почвенной среды (pHKCl < 4,8) положительного эффекта от инокуляции семян на урожайность зерна яровой пшеницы, практически, не получено. При реакции почвенной среды близкой к нейтральной (pHKCl 6,0-6,7) и значении ГТК = 1,64-1,82 прибавка урожайности зерна яровой пшеницы от Ризоагрина на фоне РК-удобрений достигает 3,0-5,5 ц/га. Эффект от инокуляции семян при внесении под пшеницу N30, практически, не зависит от метеорологических условий вегетационного периода.

Ключевые слова: азотное удобрение, Ризоагрин, ассоциативная азотфиксация, яровая пшеница, урожайность, реакция почвенной среды, гидротермический коэффициент.


Обоснование рационального применения азотных удобрений при выращивании Пекинской капусты на высокоокультуренной дерново-подзолистой почве

Представлены результаты рационального применения азотных удобрений при выращивании гибридов F1 пекинской капусты Ника и Кудесница в полевых условиях на дерново-подзолистой почве. Установлено, что дробное внесение азота не давало преимуществ перед разовым внесением всей дозы до посадки. Определена наибольшая урожайность кочанов в зависимости от погодных условий и доз удобрений. Проведен анализ содержания сухого вещества, аскорбиновой кислоты и редуцирующих сахаров. Содержание нитратов сильно варьировало в зависимости от погодных условий и находилось в обратной зависимости от урожайности: чем ниже урожайность, тем больше содержание нитратов, достигая 2200-4100 мг/кг сырой массы при допустимых 2000 мг/кг. Определен вынос азота, фосфора и калия 1 т зеленой массы, установлены коэффициенты использования из почвы легкогидролизуемого азота, подвижных форм фосфора и калия, а также коэффициенты использования азота из минеральных удобрений.

Ключевые слова: азотные удобрения, почва, вынос, пекинская капуста, урожай, качество.