Buy the full-text version or a separate article one can on the site www.elibrary.ru


Главный редактор: И.С. Прохоров, к.с.-х.н.

Редакция: И.И. Прохорова (директор), М.А. Королькова, Н.В. Куроптева, М.В. Царева, к.с.-х.н.

Редколлегия: А.И. Беленков, д.с.-х.н., С.Л. Белопухов, д.с.-х.н., к.х.н., Н.М. Белоус, д.с.-х.н., И.И. Дмитревская, д.с.-х.н., Л.А. Дорожкина, д.с.-х.н., А.А. Завалин, д.с.-х.н., С.Ю. Зайцев, д.б.н., д.х.н., А.Л. Иванов, д.б.н., Л.В. Кирейчева, д.т.н., А.В. Кураков, д.б.н., С.В. Лукин, д.с.-х.н., С.М. Лукин, д.б.н., М.Г. Мустафаев, д.с.-х.н. (Азербайджан), С.М. Надежкин, д.б.н., М.М. Овчаренко, д.с.-х.н., к.х.н., А.В. Пасынков, д.б.н., Т.Ф. Персикова, д.с.-х.н. (Беларусь), О.А. Подколзин, д.с.-х.н., Т.Р. Рыспеков (Казахстан), к.с.-х.н., Н.И. Санжарова, д.б.н., В.М. Семенов, д.б.н., В.И. Титова, д.с.-х.н., П.А. Чекмарев, д.с.-х.н., О.Х. Эргашева, к.б.н. (Узбекистан)

Адрес для переписки: 115419, Москва, Шаболовка, 65-1-50.

Тел/факс: +7 (495) 952-76-25

Тел/факс: +7 (965) 183-20-79

E-mail: agrochem_herald@mail.ru

Отпечатано в ООО «САМ Полиграфист».
г. Москва, 109316, Волгоградский пр-т, д. 42, корп. 5.
Подписано в печать: 11.08.2011
Формат 60х90/8.

Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации Российской Федерации 29 апреля 1997 г.
Свидетельство № 011095.

AGRONOMIC FACULTY OF STAVROPOL STATE AGRARIAN UNIVERSITY 70 YEARS

Agronomic faculty of Stavropol State Agrarian University – source of personel for Russian agriculture

During its 70-years history the Faculty of Agronomy had prepared more than 10 thousand specialists, who took their dignified places in the agricultural complex of our country. The results of scientific research by the Faculty scientists are widely implemented into the production of agricultural crops, their storage and processing. There are all necessary conditions for training of specialists demanded by the labour market.

Keywords: education, science, production, faculty, achievements.


Dynamic of wheat grain quality changes in Stavropol region

The article summarizes long information about changes of production data of grain quality in dynamics in Stavropol Territory since 1965 till 2010. The reasons which influenced the grain quality changes during last decades are shown. Gross wheat grain data given, the largest regions grown wheat in the South of Russia are compared.

Keywords: winter wheat, Stavropol Territory, protein quality, raw gluten quantity, gross crop.


The quality and yield of spring barley grain by the fertilizers application on leached chernozem

Summary: comparative evaluation of spring barley of grout, forage and beermaking usage corrections on leached chernozem by mineral fertilization has been carried out. The results of the research allows to recommend economically effective rates of mineral fertilizers, which ensure high yields of spring barley of necessary quality, depending on the way of usage.

Keywords: varieties of spring barley, the level of mineral fertilization, productivity.


Influence of microfertilizers on yield and quality of winter wheat grain on leached chernozem

The article contains 2 years information about efficiency of microfertilizers, used by producing winter wheat. The highest productivity of winter wheat was ensured by the combined usage of such medicines as «Micromac» and «Microel». Depending on the main elements of nutrition the average increase of the yields composes about 6-20%.

Keywords: microelements, the means of fertilizers application, yield and quality of grain, mineral fertilizers, additional fertilizing, winter wheat.


Effectiveness of presowing processing of tomato seeds

The optimal parameters of presowing processing of tomato seeds are determined in the result of scientific research. The effectiveness resulted in the improvement of sowing qualities of seeds and adaptive qualities of plants as well as in the increasing productivity of crops.

Keywords: tomatoes, physical factors, ozone, viability, productivity, Zirkon.


The effect of applying rocks on sunflower crop

Intensive use of arable lands results in soil exhaustion. Mineral elements of nutrition are used by plants and are estranged with yield or are gradually watched into deeper layers of soil. The drop level of effective soil fertility takes place and it is impossible to solve this problem only by fertilizer application. The latter leads to the energization of weathering process and carrying-over of new portions of nutrition elements together with yield increase. From time to time it is necessary to carry out the «regeneration» of mineral basis by application of dust material of different rich, with point of view chemical composition, mountainous rock. The aim of given work is the choice of effective methods of leached chernozem fertility increase by its remineralization by various mountainous rocks.

Keywords: leached chernozem, parent rock, phosphorous gypsum, apatite, limestone, loess-like loamy soil.


Effect of predecessors for winter wheat agrophysical parameters of fertility in moderately wet zone

The article touched on the influence of predecessors in the agro-physical factors of fertility. In particular the supply of available moisture and the structural-aggregate composition of the soil, as well as on the yield of winter wheat boundary in moderately humid zone.

Keywords: moisture, structural-aggregate composition, coefficient of structure, cloddy structure, agronomically valuable aggregates.


Silage corn yield on the reclaimed soil in dry zone Stavropol region

The article addresses the issues pioneering, «abandoned» lands and their use in agricultural production in arid zone of the Stavropol Territory.

Keywords: reclamation of land, deflation, erosion, desertification, soil compaction, biometrics.


QUESTIONS AGROECOLOGY

Change of soil functional properties in Astrakhan region in modern ecological conditions

In given clause the basic results of researches on toxic influence of oil on zone soil types of Astrakhan region are resulted. The basic changes of physical and chemical parameters of soil are studied.

Keywords: oil pollution, soil types, hydrocarbons, physical and chemical properties of soil.


Agroecological monitoring of the maintenance of mercury in soils of Yaroslavl region

Mercury monitoring in soils, snow, rain water, ground waters of Yaroslavl region is presented and the estimation of its maintenance vegetative production is given.

Keywords: monitoring, mercury, heavy metals, admissible level, maximum permissible concentration, background.


Modern problems of ecological balance preservation at natural pasture lands in North Caspian regions

High level of the anthropogenic pressure on ecosystems results in it all over degradation. It brings to research of plant anthropogenic dynamic of primary importance. Pasture animal farming was found to be main source of negative ecological influences on agriculture and overgrazing was found to be main threat to arid lands. Intensification level of modern pasture animal farming should correspond to as natural as social-economic conditions of concrete area. First of all it is necessary to take into consideration bioproductivity of natural pastures and risks of irreversible degradation transformations.

Keywords: ecological balance, natural pastures, desertification, degradation, desert associations, pasture pressures.


Application of biological wastes of agriculture as organic fertilizers

Biological waste application of agricultural production as organic fertilizer is of great importance for practical workers. It is shown that the compost made of on the mushroom compost technology is the most effective biological fertilizer. The use of straw as fertilizer is unreasonable.

Keywords: crop rotation, straw, chicken manure, compost, humus degeneration, root rottenness.


YOUNG SCIENTISTS INVESTIGATIONS

Use of natural sorbents and it’s mixtures fir immobilization of arsenic in contaminated soil

Results of researches of natural sorbents, their mixes and updatings on an arsenic immobilization in the polluted soils are resulted. A number of decrease of mobile forms of arsenic in soil under the influence of natural sorbents and their updatings is made. Laboratory, vegetative and лизиметрические experiences have shown that the diatomite processed Fe3+, in a mix in the best way connects arsenic with blue clay.

Keywords: sorbent, detoxication, arsenic, diatomite, iron, blue clay, sapropel, calcium carbonate.


Effect of agrochemical properties of soil on return of nitrogen fertilizers yield increase

The influence of complex agrochemical soil properties on the efficiency of nitrogen fertilizers to be made under a spring barley on sod-podzolic and gray forest soils of the Central Non-Chernozem zone. Established that the return of nitrogen fertilizer increase of crop of spring barley increased with increasing the content of mobile forms of phosphorus and potassium, and reduce soil acidity.

Keywords: agro-chemical properties of soil, nitrogen fertilizers, payback.


Modern humiс condition of steppe chernozem soils of Transbaikal region

There is assessed the modern humic condition of chernozems and agrochernozems of the Tugnui hollow of Transbaikal region in the article. There is also shown the change of qualitative structure of humus in the course of agricultural use of soils.

Keywords: humic structure, humic condition, chernozem, agrochernozem.


Agrochemical and microbiological particularities of artificial soil (constructozem) in Moscow and Moscow region towns

Agrochemical and microbiological features of a representative set of urban constructed soils (laminated urban soils) (n =61) have been analyzed in comparison to zonal non-urban soil cover (n = 30). The difference between urban and non-urban soils was significant, despite high spatial variability. This enabled to formulate the main tendencies of soil cover transformation, resulting from land conversion into urban land-use.

Keywords: agrochemical features, microbial biomass, microbial respiration, soil organic carbon, urbanization, urban constructed soils, zonal non-urban soils.

Купить полнотекстовую версию или отдельную статью можно на сайте www.elibrary.ru


Главный редактор: И.С. Прохоров, к.с.-х.н.

Редакция: И.И. Прохорова (директор), М.А. Королькова, Н.В. Куроптева

Редколлегия: А.И. Беленков, д.с.-х.н., С.Л. Белопухов, д.с.-х.н., Н.М. Белоус, д.с.-х.н., Н.В. Войтович, д.с.-х.н., Л.А. Дорожкина, д.с.-х.н., А.А. Завалин, д.с.-х.н., А.Л. Иванов, д.б.н., Л.В. Кирейчева, д.т.н., Н.В. Клебанович, д.с.-х.н. (Беларусь), А.В. Кураков, д.б.н., С.В. Лукин, д.с.-х.н., С.М. Лукин, д.б.н., С.М. Надежкин, д.б.н., М.М. Овчаренко, д.с.-х.н., А.В. Пасынков, д.б.н., Т.Ф. Персикова, д.с.-х.н. (Беларусь), А.А. Плотников, к.с.-х.н., О.А. Подколзин, д.с.-х.н., Н.И. Санжарова, д.б.н., В.М. Семенов, д.б.н., В.И. Титова, д.с.-х.н.

Адрес для переписки: 115419, Москва, Шаболовка, 65-1-50.

Тел/факс: (495) 952-76-25

E-mail: agrochem_herald@mail.ru

Отпечатано в ООО «САМ Полиграфист».
г. Москва, 109316, Волгоградский пр-т, д. 42, корп. 5.
Подписано в печать: 11.08.2011
Формат 60х90/8.

Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации Российской Федерации 29 апреля 1997 г.
Свидетельство № 011095.

АГРОНОМИЧЕСКОМУ ФАКУЛЬТЕТУ СТАВРОПОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА 70 ЛЕТ

Ю.А. Безгина (unil-sgau@yandex.ru), А.Н. Есаулко, В.А. Стукало (aesaulko@yandex.ru)

Агрономический факультет Ставропольского ГАУ – кузница кадров АПК России

За 70 летнюю историю агрономический факультет подготовил более 10 тысяч специалистов, занявших достойное место в агропромышленном комплексе нашей страны. Результаты научных исследований ученых факультета широко внедряются в производство сельскохозяйственных культур, их хранение и переработку. Созданы все условия для подготовки кадров, востребованных на рынке труда.

Ключевые слова: образование, наука, производство, факультет, достижения.


А.И. Войсковой, М.Ю. Балацкий, А.П. Галкин (agrobmu@yandex.ru)

Динамика изменения качества зерна пшеницы, возделываемой в Ставропольском крае

В статье обобщены многолетние данные изменения технологических показателей качества зерна на Ставрополье с 1965 по 2010 г. Указаны причины, которые повлияли на изменение качества зерна в последние десятилетия. Приведены данные по валовым сборам зерна пшеницы, а также дано сравнение с крупнейшими регионами Юга России, производящими зерно пшеницы.

Ключевые слова: озимая пшеница, Ставропольский край, количество белка, количество сырой клейковины, валовый сбор.


А.С. Голубь, И.Б. Высоцкая, Н.С. Чухлебова (unil-sgau@yandex.ru)

Оценка продуктивности сортов ярового ячменя при применении удобрений на черноземе выщелоченном

На выщелоченных черноземах проведена сравнительная оценка продуктивности сортов ярового ячменя крупяного, фуражного и пивоваренного направления использования при различном уровне минерального питания. Результаты исследования позволяют рекомендовать производству экономически эффективные нормы минеральных удобрений, обеспечивающие получение высоких урожаев и зерна ярового ячменя необходимого качества, отвечающие направлению их использования.

Ключевые слова: сорта ярового ячменя, уровень минерального питания, продуктивность.


А.Н. Есаулко, Ю.И. Гречишкина, А.Ю. Олейников (aesaulko@yandex.ru)

Влияние микроудобрений на урожайность и качество зерна озимой пшеницы на черноземе выщелоченном

В статье представлены двухлетние данные эффективности микроудобрений, используемых при возделывании озимой пшеницы. Наибольшую продуктивность озимой пшеницы обеспечивало совместное применение препаратов «Микромак» и «Микроэл». В зависимости от фона питания средняя прибавка в урожайности зерна по отношению к контролю составила 6-20%.

Ключевые слова: микроэлементы, способы внесения микроудобрений, урожайность и качество зерна, минеральные удобрения, подкормка, озимая пшеница.


Н.А. Емельянова, Ю.А. Безгина, Л.В. Мазницина (unil-sgau@yandex.ru)

Эффективность предпосевной обработки семян томатов

В результате научных исследований установлены оптимальные параметры обработки семян томатов перед посевом. Эффективность проявлялась в улучшении посевных качеств семян и адаптивных свойств растений, а также в увеличении урожайности культуры.

Ключевые слова: томаты, физические факторы, озон, всхожесть, урожайность, Циркон.


В.С. Цховребов, Д.В. Калугин, В.И. Фаизова, А.А. Новиков

Применение горных пород в качестве удобрения подсолнечника

Интенсивное использование сельскохозяйственных угодий приводит к постепенному истощению почв. Минеральные элементы питания используются растениями и отчуждаются с урожаем или постепенно вымываются в более глубокие слои почвы. Происходит снижение уровня эффективного плодородия почв и внесением одних только удобрений эту проблему решить невозможно. При внесении удобрений происходит лишь активизация процесса выветривания и выноса новых порций элементов питания вместе с возросшим урожаем. Для повышения плодородия почв и их предохранения от минеральной деградации необходимо периодически про водить «омоложение» минеральной основы путем внесения пылеватого материала различных богатых по химическому составу горных пород. Поэтому целью работы был выбор эффективного приема повышения плодородия чернозема выщелоченного путем его реминерализации различными горными породами.

Ключевые слова: чернозем выщелоченный, горные породы, фосфогипс, апатит, известняк-ракушечник, лессовидный суглинок.


И.А. Вольтерс, О.И. Власова, Л.В. Трубачева (olastgau@mail.ru)

Влияние предшественников озимой пшеницы на агрофизические факторы плодородия и урожайность в условиях умеренно влажной зоны

В статье затронуты вопросы влияния предшественников на агрофизические факторы плодородия. В частности на запас продуктивной влаги и структурно-агрегатный состав почвы, а также на урожайность озимой пшеницы в условиях умеренно влажной зоны.

Ключевые слова: продуктивная влага, структурно-агрегатный состав, коэффициент структурности, глыбистая структура, агрономически ценные агрегаты.


Л.В. Трубачева, И.В. Каргалев, И.А. Вольтерс (T-Ludmila@mail.ru)

Урожайность кукурузы на силос на мелиорированных почвах в засушливой зоне Ставрополья

В статье затрагиваются вопросы мелиорирования, «брошенных» земель и использование их в сельскохозяйственном производстве в условиях засушливой зоны Ставропольского края.

Ключевые слова: мелиоративные земли, дефляция, эрозия, опустынивание, уплотнение почвы, биометрические показатели.


ВОПРОСЫ АГРОЭКОЛОГИИ

А.Н. Бондаренко, В.П. Зволинский (an_bondarenko@list.ru)

Изменение функциональных свойств почв Астраханской области в связи с современной экологической ситуацией

В статье приведены результаты исследований по токсическому воздействию нефти на зональные типы почв Астраханской области. Изучены основные изменения физико-химических показателей почв.

Ключевые слова: нефтяное загрязнение, типы почв, углеводороды, физико-химические свойства почв.


В.М. Соловьев, Н.Б. Громов (YARCSAS@yandex.ru)

Агроэкологический мониторинг содержания ртути в почвах Ярославской области

Представлен мониторинг содержания ртути в почвах, снеговой и дождевой воде, грунтовых водах Ярославской области и дана оценка ее содержания в растительной продукции.

Ключевые слова: мониторинг, ртуть, тяжелые металлы, допустимый уровень, предельно допустимая концентрация, фон.


А.Ф. Туманян, М.М. Шагаипов, Г.К. Булахтина (ecomonitoring@bk.ru)

Современные проблемы сохранения экологического равновесия природных пастбищ Северного Прикаспия

Высокий уровень антропогенной нагрузки на растительные экосистемы стал причиной их повсеместной деградации. Это выдвигает изучение антропогенной динамики растительности на первый план. Пастбищное животноводство признается главным источником негативных экологических воздействий, оказываемых аграрным производством, а перевыпас признан основной угрозой аридным землям. Степень интенсификации современного пастбищного животноводства должна соответствовать как природным, так и социально-экономическим условиям конкретной местности. В первую очередь, необходимо учитывать биопродуктивность естественных пастбищ и риски необратимых деградационных изменений.

Ключевые слова: экологическое равновесие, природные пастбища, опустынивание, деградация, пустынные ассоциации, пастбищные нагрузки.


В.В. Ивенин, Е.В. Михалев, А.В. Ивенин (mihey2113@mail.ru)

Использование биологических отходов сельскохозяйственного производства в качестве органического удобрения

Применение биологических отходов сельскохозяйственного производства в качестве органического удобрения в настоящее время представляет повышенный интерес для практиков. Показана эффективность компоста, приготовленного по технологии грибного компостирования (Гриком), а использование соломы в чистом виде в качестве удобрения не оправдано.

Ключевые слова: севооборот, солома, куриный помет, компост, деградация гумуса, корневые гнили.


РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Л.И. Московкина (научный руководитель Л.В. Кирейчева) (K_L_I@mail.ru)

Использование природных сорбентов и их смесей для иммобилизации мышьяка в загрязненных почвах

Приведены результаты исследований влияния природных сорбентов и их смесей на иммобилизацию мышьяка в загрязненных почвах. Составлен ряд убывания подвижных форм мышьяка в почве под действием природных сорбентов и их модификаций. Лабораторные, вегетационные и лизиметрические опыты показали, что наилучшим образом связывает мышьяк диатомит, обработанный Fe3+, в смеси с голубой глиной.

Ключевые слова: сорбент, детоксикация, мышьяк, диатомит, железо, голубая глина, сапропель, карбонат кальция.


Е.С. Козеичева, аспирант (научный руководитель В.В. Кидин) (byrbon-13@yandex.ru)

Влияние агрохимических свойств почв на окупаемость азотных удобрений прибавкой урожая

Изучено влияние комплекса агрохимических свойств почв на эффективность азотных удобрений, вносимых под яровой ячмень на дерново-подзолистых и серых лесных почвах Центрального района Нечерноземной зоны. Установлено, что окупаемость азотных удобрений прибавкой урожая ярового ячменя возрастает по мере увеличения содержания подвижных форм фосфора и калия и уменьшения степени кислотности почв.

Ключевые слова: агрохимические свойства почв, азотные удобрения, окупаемость.


Э.О. Чимитдоржиева, Е.А. Бодеева (научный руководитель Г.Д. Чимитдоржиева) (erzhena_ch@mail.ru)

Современное гумусное состояние черноземов Забайкалья

Приведено современное гумусное состояние дисперсно-карбонатных черноземов и агрочерноземов Тугнуйской котловины Забайкалья. Показано изменение качественного состава гумуса в процессе сельскохозяйственного использования.

Ключевые слова: состав гумуса, гумусное состояние, чернозем, агрочернозем.


В.И. Васенев (научный руководитель О.А. Макаров) (vasenyov@mail.ru)

Агрохимические и микробиологические особенности конструктоземов Москвы и Московской области

Для представительного ряда (n = 61) конструктоземов Москвы и Московской области проанализированы основные агрохимические и микробиологические параметры. Полученные результаты сопоставлены с зональными фоновыми почвам (n = 30). На фоне высокой вариабельности почвенного покрова исследованных объектов, доказано значимое отличие конструктоземов от фоновых почв и рассмотрены основные тенденции изменения почвенного покрова при переходе земель в категорию городских.

Ключевые слова: агрохимические свойства, конструктозем, зональные почвы, микробная биомасса, микробное дыхание, органический углерод, урбанизация.