Buy the full-text version or a separate article one can on the site www.elibrary.ru


Главный редактор: И.С. Прохоров, к.с.-х.н.

Редакция: И.И. Прохорова (директор), М.А. Королькова, Н.В. Куроптева

Редколлегия: Р.М. Алексахин, д.б.н., Н.В. Войтович, д.с.-х.н., С.Л. Белопухов, д.с.-х.н., А.И. Беленков, д.с.-х.н., А.А. Завалин, д.с.-х.н., А.Л. Иванов, д.б.н., Л.В. Кирейчева, д.т.н., Н.В. Клебанович, д.с.-х.н. (Беларусь), С.М. Лукин, д.б.н., В.Г. Минеев, д.с.-х.н., М.М. Овчаренко, д.с.-х.н., В.И. Панасин, д.с.-х.н., Т.Ф. Персикова, д.с.-х.н. (Беларусь), О.А. Подколзин, д.с.-х.н., П.Д. Попов, д.с.-х.н., В.Г. Сычев, д.с.-х.н., В.И. Титова, д.с.-х.н., П.А. Чекмарев, д.с.-х.н.

Адрес для переписки: 115419, Москва, Шаболовка, 65-1-50.

Тел/факс: (495) 952-76-25

E-mail: agrochem_herald@mail.ru

Отпечатано в ООО «САМ Полиграфист».
Москва, Протопоповский пер., д. 6.
Подписано в печать: 19.06.2017
Формат 60х90/8.

Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации Российской Федерации.
Свидетельство № 011095.

OUR GUEST – BRYANSK STATE AGRARIAN UNIVERSITY

Comparative assessment of various fertilizer systems in case of cultivation of winterrye in the conditions of radioactive pollution of the territory

Results of long experiment on studying of combined action of mineral and organic fertilizers on productivity and quality of grain of winter rye in conditions are provided it is radioactive the polluted soils of the southwest of the Bryansk region. Increase in doses of the introduced fertilizers promoted the reliable growth of productivity of grain of winter rye (by 1.5-2.2 times in relation to control) and to increase in protein content in it. Accumulating of macrocells in products practically didn't depend on the level of mineral food of plants, variability made 0.02%. The systems of fertilizer studied in experience promoted decrease in the amount of accumulating 137Cs in grain of winter rye. Specific activity of grain of winter rye on average for years of researches didn't exceed the standard rate and made 26-58 Bq/kg depending on system of fertilizer.

Keywords: winter rye, fertilizer systems, crop rotation, yield, seradella, radioactive pollution of soil.


Efficiency of solar energy use by winter wheat at different technologies of blasting

Presented are the results of studies to determine the efficiency of the use of solar energy in winter wheat crops cultivated according to various technologies on gray forest medium loam soil of the Bryansk region. It has been established that the FAR (photosynthetically active radiation) utilization factor can be improved by agrotechnical methods of cultivation, primarily by optimizing the mineral nutrition of plants. It is shown that the introduction of mineral fertilizers in intensive agrotechnologies contributed to a greater accumulation of solar energy in the biomass of sowing winter wheat Moscow 56 and Nemchinovskaya 57 in 1.8-2.0 times compared with the control. When growing winter wheat Moscow 56 and Nemchinovskaya 57 on a high background of mineral nutrition, in comparison with the control, the cost of solar energy per unit grain yield was reduced due to the formation of a higher yield of 5.75-6.36 t/ha of grain. Such an «economical» expenditure of solar energy on the economically valuable part of the planting biomass can be explained by an increase in the FAR use factor by crops to 2.8-2.9% on a high agrophic, compared with the control of 1.4-1.6%. Multiple correlation-regression analysis made it possible to reveal a close positive relationship between the yield of winter wheat grains and the values of the dry biomass of the sowing (r = 0.998), the total accumulated energy (r = 0.998), the FAR factor (r = 0.998).

Keywords: winter wheat, cultivation technologies, grain yield, solar energy, photosynthetically active radiation (FAR), the utilization factor of phased arrays.


Regularities of changes in someagrochemical properties of the Opolje arable soils of the Bryansk region

Experimental datas are presented that reveal the patterns of changes in some agrochemical properties of the Bryansk region soil in natural and agrarian ecosystems. It is established that the soils of natural ecosystems of closed castles of the opium differ substantially in morphogenetic features and agrochemical properties. The agrarian effect and its intensification significantly changes the upper part of the soil profile. In gray forest soils, humus content and cation exchange capacity decrease, density, exchange and hydrolytic acidity increase, the amount of exchange bases decreases. In the soil of an intensive agroecosystem, the removal of bases predominates. In gray forest soils with the second humus horizon the content of humus decreases, but the capacity of cation exchange in the agrarian horizon and some underlying horizons increases, soil density also increases. The exchange and hydrolytic acidity significantly decreases and the amount of exchange bases increases. The degree of accumulation of exchange bases is increasing. All this makes it possible to scientifically substantiate the strategy of rational use and protection of soil in the Bryansk region.

Keywords: agrochemical properties, soil of opolje, Bryansk region.


Productivity and quality of long-term herbsdepending on application of chemization means and agrotechnicalactions on the inundated meadow in the conditions of radioactive pollution

In long stationary experience influence of fertilizers and methods of handling of the soil on a harvest and quality of hay of long-term herbs is studied. It is established that productivity of natural herbage is low. Use of mineral fertilizers increased a harvest of hay of long-term herbs of a natural meadow of the 1st hay crop to 5,39 t/hectare. Carrying out radical handling of the soil (regular plowing) promoted more complete use of mineral fertilizers plants and, as a result, to growth of productivity and improvement of indicators of quality of a forage. The greatest productivity of hay in three years of researches is noted in N60Р60К90 option. Nitrogen fertilizers promoted increase in specific activity of hay of long-term herbs. Decrease in concentration 137Cs in hay caused use of potash fertilizers in consistently increasing doses.

Keywords: radical improvement, mineral fertilizers, natural herbage, regular plowing, crude protein, crude fat, carotene, nitrates, 137Cs.


Efficiency of fertilizers and Epin-Extra preparationon yields and grain quality of Lupinus angustifolius at radioactive contamination of agrocoenosis

The results of researches on the influence of mineral fertilizers and drug Epin-Extra on yield and grain quality of Lupinus angustifolius of the cultivar Crystal have been presented. The application of growth regulator Epin-Extra on the background of mineral fertilizers increases the grain yields of lupine on 0.19-0.42 t/ha (11.3-21.1%) has been shown. The mineral fertilizers, both at separate application, and in a complex with the drug Epin-Extra provided the increase in such indicators of the biochemical composition of grain, such as crude fiber, crude ash, crude fat, were reducing the specific activity of 137Cs in grain.

Keywords: Lupinus angustifolius, Epin-Extra, fertilizers, yields, grain quality, specific activity, 137Сs.


Influence of fertilizers and Gumistim biopreparation on productivity and quality of barley grain in conditions of radioactive pollution

Data of researches on studying of influence of different doses and combinations of mineral fertilizers are submitted, both at separate application, and in a complex with a biological product Gumistim on productivity and quality of grain of barley on it is radioactive to the polluted cespitose and podzolic sandy soil. It is shown what processing of crops of barley a biological product Gumistim against the background of nitrogen-phosphorus fertilizer provided increase in productivity of grain of barley on 0.33 t/ha (30,6%). Application medicine Gumistim against the background of full mineral fertilizer increases productivity of grain of barley on 0.33-0.65 t/ha (30.632.8%). The highest productivity (4.8 t/ha) and payback of 1 kg of NPK is received by a harvest increase (6.8 kg of grain) at complex application of a biological product Gumistim against the background of N120P90K180. Under the influence of mineral fertilizers and a biological product Gumistim the content of crude protein in barley grain increased, and indicators of biochemical composition of grain of barley (crude fat, crude cellulose, starch) decreased. Use of medicine Gumistim against the background of N120P60K180 provided the greatest frequency rate of decrease in specific activity of 137Сs (by 3 times) in barley grain in relation to control.

Keywords: mineral fertilizers, biopreparation Gumistim, barley, productivity, quality of grain, 137Сs.


Influence of fertilizers and Albit biopreparation on oat cultivation at radioactively polluted soil

In the field stationary experiment on soddy-podzolic sandy loamy radioactively contaminated soil, the influence of various fertilizer backgrounds, both in separate applications and in combination with Albit biopreparation, on the yield and quality of oat grain was studied. The results of three-year field experiments showed that the use of the Albit biopreparation provides an increase in the yield of grain compared to the control by 9%. The highest yield (2.45 t/ha) with a protein content of 13.8% was obtained using N90P90K150 with Albit biopreparation. Under the influence of the fertilizer systems studied, the content of raw fiber decreased and the content of raw fat and crude ash increased. Consistently increasing doses of potassium in NPK composition, both in separate application and together with Albit biopreparation, reduced the specific activity of 137Сs in oat grain by more than 2 times.

Keywords: oat, soddy-podzolic soil, mineral fertilizers, harvest, quality, 137Сs.


Application offertilizers and Gumistim biopreparation for winter wheat cultivation in conditions of agrolandscape radioactive pollution

The results of studies on the effect of Gumistim biopreparation on yield and quality of winter wheat of variety Moscow 39 on different backgrounds of mineral nutrition are presented. It is established that the studied factors significantly influenced the productivity and quality indicators of the grain of winter wheat. The application of Gumistim promotes an increase in yield by 20.4%, and depending on the background of fertilization from 33.5 to 126.3%. Application Gumistim on all backgrounds of fertilizer application provides an increase in the content of crude protein in the grain of winter wheat, and also noted the improvement of other physical and chemical parameters of the grain (the number of drops, the content of gluten). The complex application of chemization agents reduced the specific activity of 137Cs in the grain of winter wheat from 13.47 to 4.81 Bq/kg (60 Bq/kg).

Keywords: winter wheat, fertilizers, Gumistim biopreparation, yield, 137Сs.


ECOLOGICAL PROBLEMS AND SOLUTIONS

Results of complex passportization of agricultural lands of southwestern districts of the Bryansk region polluted by radionuclides

The results of the complex passportization (2012-2015) of agricultural lands in south-western districts of the Bryansk region located on the territories affected by the Chernobyl accident are presented. It is established that the average density of 137Cs contamination in the last 20 years has decreased by an average of 1.5 times, more than 75% of previously withdrawn from land use territories can be returned to circulation by a radiological criterion. Despite the reduction in levels of radioactive contamination, more than 29% of 137Cs contaminated land remains in need of rehabilitation measures.

Keywords: passportization, Chernobyl accident, agriculture, radioactive contamination, Bryansk region.


Regularities of accumulation and distribution of heavy metals in the «soil-plant» system in conditions of the urban environment

The article presents the results of soil studies and the dominant species of woody and herbaceous vegetation in areas near the roadside leaf highways for heavy metal content. Revealed the connection between the content of heavy metals in the soil and the degree of traffic congestion. The dependence of the content of heavy metals in the vegetation on their concentration in the soil. Election revealed the ability of certain types of plant organisms to the accumulation of heavy metals. The factors contributing to the accumulation of heavy metals urban vegetation.

Keywords: technogenic pollution, urban soil, urban vegetation, motor transport, heavy metals.


Influence of multi-purpose compost on agrochemical parameters ofsoil contaminated by heavy metals and quality of plant output

Evaluation of the effectiveness of multi-purpose compost (MPC) on soils subjected to technogenic pollution is presented. The influence of MPC usage on agrochemical soil indicators and quality of crop products with different levels of soil pollution with heavy metals (НМ). 3 variants of experience with different levels of soil pollution with heavy metals and different doses of MPC usage were developed. The pollutants were zinc, lead and copper. The most significant positive impact on concentration of Р2О5 и NO3-in soils was observed in the variant with dangerous pollution with HM on the background of usage of different KMP doses. The results of the experiment showed that MPC usage on soils polluted with heavy metals didn’t affect significantly their humification. Usage of increasing doses of MPC resulted in increase of yield in the experimental variants. The highest yield increase of 87% was observed in the variant with MPC introduction of 24 t/ha on the background of dangerous pollution of soil with HM. MPC usage allowed to overcome negative effects of HM on formation of protein and concentration of minerals in the herbage mixture. Concentration of copper, zinc and lead in the herbage mixture didn’t exceed phytotoxic level due to positive effect of MPC usage.

Keywords: multi-purpose compost, heavy metals, soil, perennial grasses, agrochemical parameters, yield.


Effects of oil pollution and meliorative additives on agrochemical properties of alluvial peat soils

The results of the impact a wide range doses of oil pollution (from 5 to 300 g/kg abs. dry peat), the joint application of limestone powder and compound mineral fertilizers on agrochemical parameters of alluvial peat soils. It was found that method for determining the oil content by means of n-hexane which is the most common in practice and determined by GOST, allows dislodge from contaminated peat on average only 15-25% of these compounds. It was revealed that medium and higher doses of oil pollution statistically authentically reduced ash content of peat, decreased in it the amount of exchangeable bases and the content of mobile forms of mineral nutrition elements. At the maximum dose of pollution (300 g/kg), decrease in ash content was 19-39%, the amount of exchangeable bases – 34-42%, mineral nutrients – 26-100%. These indicators proposed to use for assessing the degree of contamination peat soils with petroleum products. The use of limestone flour and mineral fertilizers, despite the dramatic improvement of chemical and physical-chemical properties of the contaminated peat soils, has not led to a significant increase rate of oil decomposition therein, so the remediation of such soils must also include measures to enhance their biological activity.

Keywords: oil pollution, peat soils, agrochemical parameters, remediation.


The testing of the environmental and economic assessment of land degradation

As a result of approbation of the methodology of the environmental and economic assessment of land degradation by J. von Braun, based on comparison of the economic indicators of agricultural production with sustainable land management and «traditional» land use, was established that reclamation works should be carried out on the territory of two agro-farms of the Moscow Region – Educational-Experimental Soil-Ecological Center of Lomonosov Moscow State University «Chashnikovo» (Solnechnogorsk district) and «Lukino» (Istra district).

Keywords: land degradation, ecosystem services, land restoration, cost of action/inaction.


System of informing on ecologically safe technologies in agroindustrial complex

The analysis of information resources content was done concerning issues of creation and use of ecologically safe technologies used in information services for scientists and specialists of AIC of the Russian Federation. A short qualitative and quantitative definition is given for different types and forms of current and retrospective informing through multichannel system of information services of innovative activity in AIC directed to ensuring the ecological safety in the country, in particular within the program for the current year of ecology. Importance of standardization of scientific terminology for increase in efficiency, completeness and accuracy of information support of scientific research and realization of their results in AIC branches, including the introduction of green technologies, is shown. High efficiency of information institutes cooperation in creation and use of corporate information resources and services is noted.

Keywords: ecological safety, ecologically safe technologies, agroindustrial complex, information resources, information technologies, terminology, CSAL.

Купить полнотекстовую версию или отдельную статью можно на сайте www.elibrary.ru


Главный редактор: И.С. Прохоров, к.с.-х.н.

Редакция: И.И. Прохорова (директор), М.А. Королькова, Н.В. Куроптева

Редколлегия: Р.М. Алексахин, д.б.н., Н.В. Войтович, д.с.-х.н., С.Л. Белопухов, д.с.-х.н., А.И. Беленков, д.с.-х.н., А.А. Завалин, д.с.-х.н., А.Л. Иванов, д.б.н., Л.В. Кирейчева, д.т.н., Н.В. Клебанович, д.с.-х.н. (Беларусь), С.М. Лукин, д.б.н., В.Г. Минеев, д.с.-х.н., М.М. Овчаренко, д.с.-х.н., В.И. Панасин, д.с.-х.н., Т.Ф. Персикова, д.с.-х.н. (Беларусь), О.А. Подколзин, д.с.-х.н., П.Д. Попов, д.с.-х.н., В.Г. Сычев, д.с.-х.н., В.И. Титова, д.с.-х.н., П.А. Чекмарев, д.с.-х.н.

Адрес для переписки: 115419, Москва, Шаболовка, 65-1-50.

Тел/факс: (495) 952-76-25

E-mail: agrochem_herald@mail.ru

Отпечатано в ООО «САМ Полиграфист».
Москва, Протопоповский пер., д. 6.
Подписано в печать: 19.06.2017
Формат 60х90/8.

Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации Российской Федерации.
Свидетельство № 011095.

У НАС В ГОСТЯХ БРЯНСКИЙ ГАУ

Оценка систем удобрения при возделывании озимой ржи в условиях радиоактивного загрязнения территории

Представлены результаты длительного опыта по изучению совместного действия минеральных и органических удобрений на урожайность и качество зерна озимой ржи в условиях радиоактивно загрязненных почв юго-запада Брянской области. Увеличение доз вносимых удобрений способствовало достоверному росту урожайности зерна озимой ржи (в 1,5-2,2 раза по отношению к контролю) и повышению содержания белка в нем. Накопление макроэлементов в продукции практически не зависело от уровня минерального питания растений, вариабельность составила 0,02%. Изучаемые в опыте системы удобрения способствовали снижению размеров накопления 137Cs в зерне озимой ржи. Удельная активность зерна озимой ржи в среднем за годы исследований не превышала норматив и составила 26-58 Бк/кг в зависимости от системы удобрения.

Ключевые слова: озимая рожь, системы удобрений, севооборот, урожайность, сераделла, радиоактивное загрязнение почв.


Эффективность использования солнечной энергии посевами озимой пшеницы при разных технологиях возделывания

Представлены результаты исследований по определению эффективности использования солнечной энергии посевами озимой пшеницы, возделываемой по различным технологиям на серой лесной среднесуглинистой почве Брянской области. Установлено, что коэффициент использования ФАР (фотосинтетически активной радиации) можно повысить агротехническими приемами возделывания, в первую очередь оптимизацией минерального питания растений. Показано, что внесение минеральных удобрений в интенсивных агротехнологиях способствовало большей аккумуляции солнечной энергии в биомассе посева озимой пшеницы Московская 56 и Немчиновская 57 в 1,8-2,0 раза по сравнению с контролем. При возделывании озимой пшеницы Московская 56 и Немчиновская 57 на высоком фоне минерального питания, по сравнению с контролем снижались затраты солнечной энергии, приходящиеся на единицу урожая зерна, за счет формирования более высокой урожайности 5,75-6,36 т/га зерна. Такое «экономичное» расходование солнечной энергии на хозяйственно ценную часть биомассы посева можно объяснить увеличением коэффициента использования ФАР посевами до 2,8-2,9% на высоком агрофоне, по сравнению с контролем – 1,4-1,6%. Множественный корреляционно-регрессионный анализ позволил выявить тесную положительную связь между урожайностью зерна озимой пшеницы и показателями величины сухой биомассы посева (r = 0,998), суммарной аккумулированной энергии (r = 0,998), коэффициентом использования ФАР (r = 0,998).

Ключевые слова: озимая пшеница, технологии возделывания, урожайность зерна, солнечная энергия, фотосинтетически активная радиация (ФАР), коэффициент использования ФАР.


Закономерности изменения некоторые агрохимических свойств пахотных почв ополий Брянской области

Представлены экспериментальные данные, раскрывающие закономерности изменения агрохимических свойств почв ополий Брянской области в естественных и аграрных экосистемах. Установлено, что почвы естественных экосистем закрытых катен ополья существенно различаются по морфогенетическим признакам и агрохимическим свойствам. Аграрное воздействие и его интенсификация существенно изменяет верхнюю часть почвенного профиля. В серых лесных почвах снижается содержание гумуса и емкость катионного обмена, увеличиваются плотность, обменная и гидролитическая кислотность, снижается сумма обменных оснований. В почве интенсивной агроэкосистемы вынос оснований преобладает. В серых лесных почвах со вторым гумусовым горизонтом снижается содержание гумуса, но емкость катионного обмена в агрогоризонте и некоторых нижележащих горизонтах возрастает, а также увеличивается плотность почвы. Значительно снижается обменная и гидролитическая кислотность и увеличивается сумма обменных оснований, возрастает степень их накопления. Все это позволяет научно обоснованно выбрать стратегию рационального использования и охраны почв ополий Брянской области.

Ключевые слова: агрохимические свойства, почвы ополья, Брянская область.


Влияние удобрений и агротехнологических мероприятий при производстве сена многолетних трав на пойменном лугу в условиях радиоактивного загрязнения

В длительном стационарном опыте изучено влияние удобрений и обработки почвы на урожай и качество сена многолетних трав на пойменном лугу в условиях радиоактивного загрязнения. Установлено, что продуктивность естественного травостоя невысока. Применение минеральных удобрений увеличивало урожай сена многолетних трав естественного луга 1-го укоса до 5,39 т/га. Проведение коренной обработки почвы (обычная вспашка) способствовало более полному использованию минеральных удобрений растениями, росту урожайности и улучшению показателей качества корма. Наибольшая урожайность сена за три года исследований отмечена в варианте N60Р60К90. Азотные удобрения способствовали увеличению удельной активности сена многолетних трав. Снижение концентрации 137Cs в сене обусловливало применение калийных удобрений в последовательно возрастающих дозах.

Ключевые слова: радиоактивное загрязнение почвы, минеральные удобрения, многолетние травы, пойменный луг.


Влияние минеральных удобрений и препарата Эпин-Экстра на урожайность и качество зерна люпина узколистного при радиоактивном загрязнении агроценозов

Представлены результаты исследований по влиянию минеральных удобрений и препарата Эпин-Экстра на урожайность и качество зерна люпина узколистного сорта Кристалл. Показано, что на фоне минеральных удобрений Эпин-Экстра повышает урожайность зерна люпина на 0,19-0,42 т/га (11,3-21,1%). Минеральные удобрения, как при отдельном применении, так и в комплексе с препаратом Эпин-Экстра обеспечивали повышение таких показателей биохимического состава зерна, как сырая клетчатка, сырая зола, сырой жир, и при этом уменьшали удельную активность 137Сs в зерне.

Ключевые слова: узколистный люпин, Эпин-Экстра, удобрения, урожайность, качество зерна, удельная активность, 137Сs.


Изучение удобрений и биопрепарата Гумистим при выращивании ячменя в условиях радиоактивного загрязнения

Представлены данные исследований по изучению влияния разных доз и сочетаний минеральных удобрений, как при отдельном применении, так и в комплексе с биопрепаратом Гумистим при выращивании ячменя на радиоактивно загрязненной дерново-подзолистой супесчаной почве. Показано, что обработка посевов ячменя биопрепаратом Гумистим на фоне азотнофосфорного удобрения повышала урожайность зерна на 30,6%. Применение Гумистим на фоне полного минерального удобрения повышало урожайность зерна ячменя на 30,6-32,8%. Наиболее высокая урожайность (4,8 т/га) и окупаемость 1 кг NPK прибавкой урожая (6,8 кг зерна) получена при применении Гумистим на фоне N120P90K180. Под влиянием минеральных удобрений и биопрепарата повышалось содержание сырого белка в зерне ячменя, и снижались показатели биохимического состава зерна ячменя (сырой жир, сырая клетчатка, крахмал). Применение препарата Гумистим на фоне N120P60K180 обеспечивало наибольшую кратность снижения удельной активности 137Сs (в 3 раза) в зерне ячменя по отношению к контролю.

Ключевые слова: минеральные удобрения, биопрепарат Гумистим, ячмень, урожайность, качество зерна, 137Сs.


Влияние удобрений и биопрепарата Альбит при выращивании овса на радиоактивно загрязненной почве

В полевом стационарном опыте на дерново-подзолистой супесчаной радиоактивно загрязненной почве изучено влияние различных фонов удобрения, как при отдельном применении, так и в сочетании биопрепаратом Альбит на урожайность и качество зерна овса. Результаты трехлетних полевых экспериментов показали, что применение биопрепарата Альбит обеспечивает прибавку урожая зерна по сравнению с контролем на 9%. Наиболее высокий (2,45 т/га) урожай с содержанием белка 13,8% получен при применении N90P90K150 с биопрепаратом Альбит. Под влиянием изучаемых систем удобрения снижалось содержание сырой клетчатки и повышалось содержание сырого жира и сырой золы. Последовательно возрастающие дозы калия в составе NPK как при отдельном применении, так и совместно с биопрепаратом Альбит уменьшали удельную активность 137Сs в зерне овса более чем в 2 раза.

Ключевые слова: овес, дерново-подзолистая почва, минеральные удобрения, урожай, качество, 137Сs.


Применение удобрений и биопрепарата Гумистим при возделывании озимой пшеницы в условиях радиоактивного загрязнения агроландшафтов

Изложены результаты исследований по влиянию препарата Гумистим на урожайность и качество зерна озимой пшеницы сорта Московская 39 на разных фонах минерального питания. Установлено, что изучаемые факторы заметно влияли на продуктивность и качественные показатели зерна озимой пшеницы. Применение Гумистима способствует повышению урожайности на 20,4%, а в зависимости от фона удобренности от 33,5 до 126,3%. Применение Гумистима на всех фонах внесения удобрений обеспечивает повышение содержания сырого белка в зерне озимой пшеницы, а также отмечено улучшение других физико-химических показателей зерна (число падения, содержание клейковины). Комплексное применение средств химизации снижало удельную активность 137Cs в зерне озимой пшеницы с 13,47 до 4,81 Бк/кг (норматив 60 Бк/кг).

Ключевые слова: озимая пшеница, удобрения, биопрепарат Гумистим, урожайность, сырой белок, число падения, клейковина, 137Сs.


ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ И ИХ РЕШЕНИЕ

Современная радиационная обстановка на сельскохозяйственных угодьях юго-западных районов Брянской области по итогам комплексной паспортизации

Представлены результаты комплексной паспортизации 2012-2015 гг. сельскохозяйственных угодий юго-западных районов Брянской области, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на ЧАЭС. Установлено, что средневзвешенная плотность загрязнения 137Cs за последние 20 лет снизилась в среднем в 1,5 раза, более 75% ранее выведенных из землепользования территорий могут быть возвращены в оборот по радиологическому критерию. Несмотря на снижение уровней радиоактивного загрязнения, более чем на 29% загрязненных 137Cs угодий сохраняется потребность в проведении реабилитационных мероприятий.

Ключевые слова: паспортизация, авария на ЧАЭС, сельское хозяйство, радиоактивное загрязнение, Брянская область.


Закономерности накопления и распределения тяжелых металлов в системе «почва-растение» в условиях городской среды

Представлены результаты исследований почв и доминирующих видов древесной и травянистой растительности на участках вблизи придорожного полотна автомагистралей на предмет содержания тяжелых металлов. Выявлена связь между содержанием тяжелых металлов в почве и степенью транспортной нагрузки. Проанализирована зависимость содержания тяжелых металлов в растительности от их концентрации в почве. Выявлена избирательная способность отдельных видов растительных организмов к аккумуляции тяжелых металлов. Установлены факторы, способствующие накоплению тяжелых металлов городской растительностью.

Ключевые слова: техногенное загрязнение, городская почва, городская растительность, автотранспорт, тяжелые металлы.


Влияние компоста многоцелевого назначения на агрохимические показатели загрязненной тяжелыми металлами почвы и качество растениеводческой продукции

Дана оценка эффективности применения компоста многоцелевого назначения (КМН) на почвах, подверженных техногенному загрязнению. Изучено влияние КМН при различных уровнях загрязнения почвы тяжелыми металлами (ТМ) на агрохимические почвенные показатели и качество растениеводческой продукции. Были разработаны 3 варианта опыта с разным уровнем загрязнения почвы ТМ и разными дозами КМН. В качестве поллютантов выбраны цинк, свинец и медь. Наиболее значительное положительное влияние на содержание Р2О5 и NO3 в почвах наблюдалось в варианте с опасным загрязнением ТМ на фоне разных доз КМН. Установлено, что применение КМН на почвах, загрязненных ТМ существенно не повлияло на их гумифицированность. Внесение КМН в возрастающих дозах привело к увеличению урожайности: наибольшая прибавка (87%) получена в варианте с внесением КМН 24 т/га на фоне опасного загрязнения почвы ТМ. Внесение КМН позволило преодолеть негативное действие ТМ на образование белка и содержание минеральных веществ в травосмеси. Концентрация меди, цинка и свинца в травосмеси не превысила фитотоксичную, что, вероятно, объясняется положительным влиянием внесения КМН.

Ключевые слова: компост многоцелевого назначения, тяжелые металлы, почва, многолетние травы, агрохимические показатели, урожайность.


Влияние нефтяного загрязнения и мелиоративных добавок на агрохимические свойства аллювиальных торфяных почв

Представлены результаты влияния широкого диапазона доз нефтяного загрязнения (от 5 до 300 г/кг абс. сух. торфа), совместного внесения известняковой муки и сложных минеральных удобрений на агрохимические показатели аллювиальных торфяных почв. Установлено, что наиболее распространенный на практике гостированный способ определения содержания нефтепродуктов с помощью н-гексана позволяет определить в загрязненном торфе в среднем только 15-25% этих соединений. Выявлено, что средние и повышенные дозы нефтяного загрязнения статистически достоверно снизили показатель зольности торфа, уменьшили в нем сумму обменных оснований и содержание подвижных форм элементов минерального питания. При максимальной дозе загрязнения (300 г/кг) снижение зольности составило 19-39%, суммы обменных оснований – 34-42%, элементов минерального питания – 26-100%. Эти показатели предложено использовать для оценки степени загрязнения торфяных почв нефтепродуктами. Использование известняковой муки и минеральных удобрений, несмотря на резкое улучшение химических и физико-химических свойств загрязненных торфяных почв, не привело к значительному увеличению в них скорости разложения нефти, что требует более детального изучения доз внесения и предусматривать мероприятия, повышающие их биологическую активность.

Ключевые слова: нефтяное загрязнение, торфяные почвы, агрохимические показатели, ремедиация.


Апробация методики эколого-экономической оценки деградации земель

В результате апробации методики эколого-экономической оценки деградации земель Й. фон Брауна, основанной на сравнении экономических показателей сельскохозяйственного производства при устойчивом управлении земельными ресурсами и при традиционном» землепользовании, была установлена целесообразность проведения рекультивационных работ на территории двух агрохозяйств Московской области – Учебно-опытного почвенно-экологического центра МГУ имени М.В. Ломоносова «Чашниково» (Солнечногорский район) и «Лукино» (Истринский район).

Ключевые слова: деградация земель, экосистемные сервисы, восстановление земель, стоимость действия/бездействия


Система информирования по вопросам экологически безопасных технологий в АПК

Представлен анализ контента информационных ресурсов по проблематике создания и применения экологически безопасных технологий, используемых в информационном обслуживании ученых и специалистов АПК РФ. Дана краткая качественная и количественная характеристика различных видов и форм текущего и ретроспективного информирования по многоканальной системе информационного обслуживания инновационной деятельности в АПК по обеспечению экологической безопасности страны, в частности в рамках программы текущего года экологии. Показана важность стандартизации научной терминологии для повышения оперативности, полноты и точности информационного сопровождения научных исследований и реализации их результатов в отраслях АПК, в т.ч. в области внедрения зеленых технологий. Отмечена высокая эффективность сотрудничества информационных учреждений в создании и использовании корпоративных информационных ресурсов и форм обслуживания.

Ключевые слова: экологическая безопасность, экологически безопасные технологии, АПК, информационные ресурсы, информационные технологии, терминология, ЦНСХБ.